проектная деятельность
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сухова Ольга Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Сухова Ольга Владимировна, учитель начальных классов  МБОУ Лунёвская СОШ

Хочу поделиться опытом своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова  Льва Николаевича Толстого «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

 «Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития детей», - писал Василий Александрович Сухомлинский. Сделать этот период в жизни современного школьника ярким, радостным, полезным, запоминающимся достаточно трудная задача для учителя начальных классов. 

 Необходимо дополнять урочную систему учебного процесса новой формой деятельности. Где обучающиеся были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность является прекрасным способом реализации главной цели обучения - воспитания успешного человека, так как вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Примером любой проектной деятельности в современном обществе является получение продукта путём целенаправленной и грамотно спланированной работы. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Основной тезис  метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».

1. 1.Требования к проекту

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

 Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

1.2. Классификация проектов

1. Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

 По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать и информацию из других областей знаний и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- внутренними;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными;

- конкурсными (на грант).

Классификация проектов по продолжительности.

Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.

Средней продолжительности - несколько месяцев.

Долгосрочные - несколько лет.

1.3. Презентация проектов

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов: артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнование.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

2. Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 6-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, считаю реальным и целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения

 Потому что проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей.

Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, что работа над проектом строится совместно с взрослыми. Поэтому свою работу я начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы  проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам.

Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы, который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать   родители.

2 этап.

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по предметам.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Поэтому меня как учителя волновал вопрос защиты проектных работ. Мне хотелось, чтобы обучающиеся сами могли рассказать о выполненной работе. Я понимала, что в 1 классе это сделать было сложно. Поэтому готовила обучающихся к защите через представление по вопросам учителя.

Эту памятку я предложила детям.  Дети отвечают не на все вопросы сразу. Это зависит от их возраста.

Памятка для защиты проектов:

1.Я подготовил проект на тему....

2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Потому что им  дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

Все проекты, выполненные обучающимися в течение года оцениваю только положительно, так как в проекте достоин любой уровень результатов.

 Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  •  проявить себя,
  •  попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

  • Проектировочные
  • Исследовательские
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Экспериментальные
  • Рефлексивные
  • Презентационные.

Какова же роль учителя в ПД?(проектной деятельности)

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:

  • -«Орфограммы на фантиках»;
  • -«Удивительный мир динозавров»;
  • -«Нам доверена память»;
  • -«Весна идёт, весне – дорогу»;
  • -«В здоровом теле – здоровый дух»

Проект «Орфограммы на фантиках» направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся при формировании орфографической зоркости и на повышение уровня грамотности, для которой ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы.

 «Весна идёт, весне- дорогу!»

Путём мозговой атаки детьми выдвигаются идеи реализации проекта (творческое провозглашение гимна весне)

Детям предложено реализовать конкретные творческие задачи, выбрав для себя методы исследования, поиска информационных творческих решений ( чтение прозы и поэзии о весне, сочинение собственных поэтических и прозаических произведений, проведение уроков внеклассного чтения по теме проекта, конкурса чтецов, конкурса рисунков о весне.

Исследовательский проект «Удивительный мир динозавров»

Тип - межпредметный.

По продолжительности - средней продолжительности.

По характеру – внутриклассным.

Проблема - почему погибли динозавры?

Вывод: При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.

Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован как на уроках, при изучении любого предмета, так и во внеурочной деятельности. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. И даже многим родителям. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Я хочу закончить своё выступление словами: «Ученик – это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.» 

 Плутарх/

Спасибо за внимание!

Лист самооценки для обучающегося

Класс Номер группы Название группы

Фамилия и имя

Оцени работу своей группы. (Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна)).

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

 Почти все сделали без меня

 Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась

Администрация

Солнечногорского муниципального района Московской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

______________________________________________________________

    141580 М.О., п. Лунево    lunevo-school.ru                                                                            тел. 8-496-266-53-30                                                                                            

    e-mail: lunevo.school@mail.ru                                                                                                                                                                                     

Проектная деятельность в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Лунёвская СОШ Суховой О.В.

Лунёво 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...