статья "Система оценки в начальной школе"
статья на тему

Леонова Наталия Валентиновна

В статье определены различные способы оценки работы обучающихся в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет 25.03.16. в ГБОУ СОШ №349 по теме:

 «Система оценки качества образовательного результата: проблема профессионального единства. От результатов диагностических работ к независимой экспертизе».

Выступление председателя ШМО Леоновой Н.В.

Тема: «Оценочная деятельность образовательного процесса в начальных классах при реализации ФГОС».

       «Тот  кого я учу,  – прежде всего живой человек, ребёнок, а потом ученик.

Оценка, которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, моё отношение к нему, как к человеку».                  В. Сухомлинский   

 

Сегодня обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные  к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государственных образовательных уровней.

Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС – это  и есть качество образования.

Государственные стандарты являются основой (статья 7, п.6) для объективной оценки уровня образования.  

Инструментом управления качеством образования является Основная образовательная программа, направленная на удовлетворение социальных потребностей, а целью её реализации - обеспечение планируемых результатов освоения основных образовательных программ. 

Оценивание стало одним из принципов образования в начальной школе.

Согласно толковым словарям русского языка, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. 

Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо.

Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика.

В наши дни наряду с оценкой учителя рядом становится и самооценка ученика.

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

 Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

 Как известно, у  первоклассников безотметочное  оценивание. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей. Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её.

 Задача учителя научить каждого элементарному оцениванию. Цель перехода на безотметочную систему: формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника как основы будущей их учебной самостоятельности

Основной акцент деятельности учителя:

Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения действий контроля и оценки в их учебной деятельности»  

На разных этапах начального образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

 Реализация безотметочного обучения сохраняет оценку, но предлагает выставлять ее не в пятибалльной шкале, а использовать иные формы и способы.

Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям

Должна давать необходимую содержательную информацию.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков.

Учить навыкам самооценки начинаю с приёма   «Барометр настроения» (1 класс) Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Детям предлагаю     представить, что создан новый вариант барометра, который показывает не величину атмосферного давления, а     фиксирует настроение. На доске вывешиваю макеты трех барометров, показывающих разный уровень     настроения: высокий, средний, низкий..  Или используем смайлики, которые есть у каждого     ученика на парте.

С первых дети получают возможность оценивать свою работу.

На уроках письма и математики они на полях ставили  себе кружочки, соответствующие их результатам работы:  метод «Светофор»-  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь..  Затем своё оценивание показывали мне.

- Для этого были сделаны каждому ребёнку  «Светофоры». 

Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За урок дети могут несколько раз оценить свои действия. Учим сравнивать цель и результат. Для этого используем следующие приёмы:

- метод «Лесенка успеха» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Лесенку можно применять при прохождении разных этапов деятельности на уроке. В конце урока предложить детям оценить свою работу на каждом этапе. Работа над лесенкой проходит быстро, весело и с большой пользой для детей. А учитель создает условия для эффективной самооценки работы на уроке.

Метод «Волшебные линеечки» - на полях тетрадей дети чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Отличие линеечек от стандартных оценок  в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения. Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя.

Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать. В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям.   

 «Волшебные линеечки» - это основа критериального оценивания. Оно заключается в том, что в процессе познавательной деятельности позволяет оценивать не только результат этой деятельности,   но и процесс работы, приводящей к этому результату. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.

  С использованием «Волшебных линеечек» закладываются основы критериального оценивания, а основная работа по выработке критериев продолжится во 2-4 классах.

     Допускается словесное оценивание.

Следующий метод- метод «Дерево настроения»

На плакате изображено дерево, но без листьев. Что бы дерево выглядело красиво, прикрепить к нему листочки, только они должны быть схожи с настроением.


красный (хорошее настроение);
жёлтый (нормальное);
зелёный (грустное);

Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его.

 «Дорожка успеха»

Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им всем хочется получить одобрительную оценку. Эмоциональный положительный настрой, комфортность на уроке благотворно влияют на успешное обучение.

       При ведении курса русского языка, учим детей прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:

+-справлюсь

+--сомневаюсь

--не справлюсь

Затем проводим проверку по эталону самооценку.

    Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.

      Успешность оценивания определяется его систематичностью.

 Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей.

Обучающиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «листа индивидуальных достижений».

  Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

    Главное - обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.                         Затем переходим к следующему этапу: учу видеть ошибки, сравнивать свою работу с эталоном.

Ребенок имеет право на сомнения и незнание.

      Систему оценивания выстраиваем таким образом, чтобы ученики включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваем только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные его качества. Оцениваем только то, чему учим.       Участие детей в работе, организованной таким образом,  позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого‚ ученика открытым и прозрачным.

Ещё один Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия ж. координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

В начальной школе ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки.

Целью системы является оценка продвижения ученика на определённый уровень образования.

« Учебное портфолио» представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату.

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В этом учебном году в 4-х классах проводится апробация новой процедуры оценки качества образования - Всероссийские проверочные работы (ВПР).

В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 сентября 2015 г. № 02-435 “О проведении апробации Всероссийских проверочных работ” все 4 классы  ГБОУ СОШ №349 приняли участие во Всероссийской проверочной работе и выполнили ВПР по русскому языку (работа проходила в форме диктанта с грамматическими заданиями) и  математике.

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Единые проверочные материалы и единые критерии оценивания учебных достижений обучающихся позволяют сделать выводы об освоении учебного материала обучающимися 4-х классов школы в соответствии с ФГОС на уровне соответствующим средним показателям региона.

 Приоритетным в диагностике становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, ориентированные на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

Решение об усвоении или неусвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах 50-65% от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы.           

Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «кем я был» и «кем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок в начальной школе

Нормы оценок в начальной школе за контрольные работы по математике и русскому языку. ...

Нормы оценок в начальной школе

Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1.    Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2....

Памятка для родителей "Нормы оценок в начальной школе"

В памятке представлены оценки за различные виды работ по математике и русскому языку с 1-4 класс...

Нормы оценок в начальной школе

Как оценивают учащихся в начальной школе...

Нормы оценок в начальной школе

Методические рекомендации...

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....