«Реализация нового образовательного стандарта: урок в технологии развивающего обучения»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Гильмутдинова Венера Рустямовна

В данной статье подробно описываются приемы и методы, применяемые на всех этапах урока в развивающей технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация нового образовательного стандарта:

урок в технологии развивающего обучения»

Гильмутдинова Венера Рустямовна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №117»

 г.Казань

        В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Ребёнок будет выбирать профессию, друзей, место отдыха и т.д. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.            

       При всём при этом актуальным остаётся и вопрос сохранения индивидуальности, развитие и укрепление не только физического здоровья, но и психического.  

Как же построить урок, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным, уникальным, значимым?

      Девиз развивающих  уроков: «Не страшно, не стыдно, не скучно»
Учитель дает учащимся свободу и самостоятельность в мышлении, в рассуждениях, в делах. Для этого я должна встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, создать атмосферу заинтересованности вокруг, если необходимо – тактично его поправить: «Ты ведь это хотел сказать?» Каждый день дети узнают новое, они не стоят на месте – это их делает неравнодушными к учению.

«Заповеди» урока развивающего обучения:

-ничего не сообщаю в готовом виде - новое знание ученик открывает самостоятельно в процессе выполнения системы упражнений;

-начинаю с задания(вопроса) в общей формулировке; в ситуации затруднения формулирую задание более конкретно;

 - держу паузу после постановки задачи- не тороплю детей;

- не спешу с оценкой ответа (даже мимикой), чтобы не прервать мыслительный процесс ученика;
-
 вместо оценочных суждений: «молодец», «правильно» и других такого же смысла ,  выбираю , например, такие : «интересная мысль…», «интересное наблюдение…», «кто думает по- другому» и т.п.

- не пропускаю без обсуждения ни одного ответа (даже ошибочного), создаю ситуацию, когда допустивший ошибку сам её найдёт, укажет причину. Всегда помню, что «Ошибка – находка для учителя»;
- приучаю учеников обосновывать свои ответы;

- уроки веду в форме дискуссии;

- диалог не только с учителем, но и друг с другом;

- приучаю детей начинать свой ответ словами «я думаю…», «я не согласен…», «я хочу дополнить…» и т.п.

 Рассмотрим этапы урока   более подробно.

1 этап.  «Объявление темы урока».

Этап  урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, коммуникативные

           Начинаю с вопроса в общей формулировке. Это создаёт ситуацию приучения детей находить несколько правильных решений, при этом достигается гибкость мыслительных процессов. Ученики учатся формулировать тему урока самостоятельно.

Урок по окружающему миру.

Открывается запись на доске: «Река, озеро, море, пруд, океан»

Ведется диалог:

-Какое слово лишнее? Почему? (Река - имеет исток, устье. Океан - большой по размеру. Пруд - искусственный водоем в естественном или искусственном углублении. Море, океан, т.к. они содержат соленую воду.

- Что их объединяет? (Это водоемы.)

- Как по- научному называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

- Посмотрите ещё раз на карту. Что вы можете сказать о соотношении воды и суши на нашей планете? (Вывешивается карта) (Воды больше)

- Верно, вода занимает почти три четверти поверхности Земли. Чтобы нам легче было представить, посмотрите на таблицу. (Вывешивается таблица)

- Какое значение имеет вода на Земле? (Хозяйственное, без неё не могут обходиться растения и животные)

- Какой вывод можно сделать? (Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Она есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Благодаря воде возникла и сохраняется жизнь на Земле.)

  • О чем мы будем говорить на уроке? (О воде) Верно тема нашего урока. Вода.
  • Что бы вы хотели узнать о воде? (Почему она превращается в лед? Откуда появляется вода на крышке кастрюли, когда мама варит суп?)

-Сегодня мы подробно поговорим и о свойствах воды.

Ученики, в результате проблемного диалога, смогли самостоятельно сформулировать тему урока.

Урок русского языка.

 - Сейчас вы будете работать в парах: каждая пара получает задание – подобрать родственные слова к данному слову.

Слова для групп: свет, снег, друг.

- Постарайтесь подобрать родственные слова разных частей речи.

Запишите слова в столбик

Свет – свеча, освещение, светит, засветился, светлячок, свечение.

Снег – снеговик, снежок, снежный, Снегурочка, заснеженный.

Друг – дружок, дружба, дружить, подруга, подружился.

-Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов? Почему? (В корнях родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.)

- Итак, уточним тему нашего урока: «Чередование звуков в корнях слов при их образовании».

Урок математики.

Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36   и 3 + 6 х 4 = 27.

-Что вы заметили? Почему?  (Примеры одинаковые, а ответы разные.)

-Значит, над каким вопросом подумаем на уроке? (Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?)

2 этап. «Сообщение целей и задач».

            Для определения задач урока, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. 

Этап урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

На уроке математики дети получили задание: «Среди разных геометрических фигур, найти только прямоугольники. Выписать их номера»

– Проверим. (Прохожу по рядам и вызываю пары с разными вариантами.) Что видите? (Выполнили задание по-разному.) Почему получились разные варианты ответов. Как доказать кто прав?                                

(Мы не можем доказать, потому что не знаем правильного способа нахождения прямоугольника.)

-А какой способ вы использовали? (Мы использовали способ «на глаз».)

 -Какую цель мы можем поставить перед собой?

Ученики делают вывод. Мы должны придумать способ, с помощью которого можно точно найти прямоугольник, выявить другие признаки прямоугольников.

3 этап. «Планирование»

Ученики выясняют, какими способами будут достигать намеченной цели.

Этап урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные (планирование)

             Можно предложить детям проанализировать   предложенный материал в учебнике, выбрать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, самостоятельно определить их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Иногда ученики выбирают материал, который не может быть выполнен из-за незнания материала, тогда приходится выбирать более доступный материал.

            При изучении темы «Однородные члены предложения» предложила ученикам внимательно рассмотреть задания учебника и задания рабочей тетради. После обсуждения составили план:

1. Изучить правило в учебнике.

2.Выполнить задание в рабочей тетради, т.к. оно больше подходит для понимания темы.

3. Выполнить упражнение в учебнике.

4 этап. «Практическая деятельность»

Этап урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется парная, групповая формы работы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Чтобы организовать практическую деятельность на уроке применяю парную и групповую формы работы. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, вместе с детьми сформулировали основные правила работы в паре. Эти правила всегда находятся на стенде «К уроку».

Правила дружной работы:

1.Говорите по очереди!

2.Не перебивайте друг друга!

3.Внимательно слушайте того, кто говорит!

4.Если не совсем понятно- переспроси!

            Работа в группе на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным

             На уроке технологии ученики выполняли проект «Детская площадка». Ученики самостоятельно разработали дизайн площадки, выбрали какие техники изученные, на уроке технологии смогут применить, а также смогли четко распределить обязанности внутри группы. Анализ работы, проведенный учащимися, показал, что у детей хорошо сформированы регулятивные и коммуникативные УУД.  

            Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. На уроке математики в первом классе дети моделируют ситуацию «В магазине». Распределяют роли продавца и покупателей. И считают, какими монетами нужно расплатиться, чтобы купить тетрадь по цене 10 рублей. Так изучается состав числа 10.

                                      5 этап. «Коррекция результатов»

Требования

к уроку

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

       На уроках русского языка встретилась с проблемой выполнения задания «Объясни фразеологизм». У детей оказался недостаточно развит кругозор, словарный запас. Одной из форм коррекции знаний учащихся класса по данной теме стал практико-ориентированный проект «Фразеологический словарик». Результатом стал выпуск словаря с фразеологизмами по разным темам, которым пользуются учащиеся на уроках.

6 этап.  «Осуществление оценивания»

Этап урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные  (самооценивание), коммуникативные

            Обучать учеников самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке начинаю с первого класса. Применяю методику, предложенную доктором психологических наук Г.А. Цукерман.

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить, как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Можно оценить работу по разным критериям: К-красиво, П-правильно, И-интересно, Т-трудно. В первом классе работу оцениваем по одному, двум критериям.  

             Затем ведется работа и по оцениванию письменных работ как своих, так и работ одноклассников.  При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

7 этап.  «Рефлексия»

Этап урока

Деятельность на уроке

Универсальные

учебные действия

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке как свою, так и одноклассника, или   класса в целом. Форма оценивания, которой с удовольствием пользуюсь на уроках- это «Светофор». В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке.

            Если работа на уроке прошла успешно, и ученик не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Также работаю на уроке с листами обратной связи, что позволяет сразу выявить тех учеников, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.

   Урок в технологии развивающего обучения - это урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлечённости. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности- всё это помогает учащимся лучше усваивать учебный материал.

            Одним словом, учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Таким образом, результатом обучения в начальной школе архиважным должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.  А учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...

Статья.Внеурочная деятельность в процессе реализации новых образовательных стандартов.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных прог...

Системно - деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов

СДП предполагает смещение акцентов в  построении образовательного процесса от модели"Чему учить?" (обновление содержания)  к модели "Как учить?" (обновление средств обучения)...

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

Технология контроля и оценки младших школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов

Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача организации эффективного контроля и оценки в образовательном процессе, отслеживания и корректировки качественного уровня образования. «Сис...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...