Дифференцированный подход в обучении младших школьников
статья

Краснощекова Светлана Геннадиевна

В работе рассматриваются сущность и виды дифференциации обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podkhod_v_obuchenii_uchashchikhsya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении учащихся .

        Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач при объяснении новой темы.

        Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе

        Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Обученность – это определенный итог предыдущего обучения. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

        Дифференциация может быть организована:

- по уровню творчества;

- по уровню;

- по объему.

        Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащихся;

в) форме учебных действий.

        Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

  1. Дифференциация учебных заданий на выбор.

Такой способ предполагает различия в характере деятельности школьников

которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким  ( 3 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

        Например, математика: Дана задача: « В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

        Задание для 1-й группы: Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

        Задание для 2-й группы: Решите задачу двумя способами.

        Задание для 3-й группы: Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

        

  1. Дифференциация заданий по объему.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп

выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве  дополнительных предполагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.

        Например, литературное чтение. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.

        Задание для 1 группы: Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

        Задание для 2 группы: Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.

        Задание для 3 группы: Подготовь выразительное чтение всего текста.

  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных

заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

  1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности,

не предусматривает организации   фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

         Наиболее распространенными видами помощи являются:

а) помощь в виде вспомогательных задний, подготовительных упражнений;

б) помощи в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.)

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной

деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

        Примерные дифференцированные задания творческого характера таковы:

1 уровень. Подготовь подробный пересказ.

2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.

3 уровень. Подготовь краткий пересказ.

        Я считаю, что авторы учебников УМК «Школа 2100» удачно реализуют личностно-ориентированный подход к обучению через дифференциацию, что обеспечивает успешность учения школьников с разным уровнем подготовки и общего развития, с индивидуальными и личностными особенностями.

        На мой взгляд, ценным в этом УМК является следование принципу обучения деятельности, который реализуется в том, чтобы научить школьников предметно-практическим действиям, научит ставить цели, контролировать свои и чужие действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...