Статья в рамках инновационной деятельности
статья на тему

Пляшева Лилия Ильинична

Статья "Отработка предметных умений, навыков и формирование УУД на уроках рефлексии в ТДМ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отработка предметных умений, навыков и формирование УУД

на уроках рефлексии в ТДМ

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами используется авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л. Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать предметные результаты освоения программы и развивать у учащихся деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот педагогический инструмент позволяет организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленным фундаментальным основанием ФГОС. Учащиеся также имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр универсальных учебных действий (УУД), определяющий умение учиться1.

В дидактической системе деятельностного метода выделены следующие структуры уроков:

- урок открытия нового знания (ОНЗ);

- урок рефлексии (Р);

- урок развивающего контроля (РК);

- урок построения системы знаний (ПСЗ).

Как показывает практика учителя достаточно часто используют структуру урока открытия нового знания в соответствии с требованиями к каждому этапу. Чего не скажешь об уроках рефлексии… После того как на уроке «открытия нового знания» новое знание «открыто», возникает вопрос: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учащимся?» Далее на уроках можно наблюдать формальное выполнение ряда заданий нового типа. Уроки данного типа традиционно называются уроками повторения и закрепления, на которых отрабатываются предметные умения и навыки. В настоящее время этого недостаточно, необходимо формирование умений и навыков на основе метода рефлексии. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, учащийся способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые пригодятся в жизни после школы. Такие уроки в дидактической системе деятельностного метода получили название уроков рефлексии.

Рассмотрим структуру урока рефлексии и фрагменты уроков с ее использованием2.

Деятельностная цель урока рефлексии: формирование умения фиксировать свои затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (осуществлять контроль и коррекцию способа действия и его результата).

Содержательная цель данного урока: коррекция и тренинг изученных понятий, способов действий, алгоритмов и т.д.

Уроки рефлексии имеют структуру (базовый уровень освоения ТДМ):

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме коррекционной деятельности) на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе

Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений.

  1. Локализация затруднений

Цель: организовать выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие).

  1. Коррекция выявленных затруднений

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа.

  1. Обобщение затруднений во внешней речи

Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Цель: организовать выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

Используемая литература и интернет ресурсы:

1.Институт системно-деятельностной педагогики. http://www.sch2000.ru

2.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Статья. Самообразование и инновационная деятельность педагога.

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения, воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти. Жи...

Приказы по инновационной деятельности в рамках ФИП "Школьная лига РОСНАНО"

Приказы по инновационной деятельности в рамках ФИП "Школьная лига РОСНАНО"...

Инновационная деятельность в рамках ФИП Школьной Лиги РОСНАНО

Инновационная деятельность в рамках ФИП Школьной Лиги РОСНАНО...

Статья. Работа с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью проживающих в стационарных условиях, направленная на восстановление семейных связей в рамках инновационного проекта «Общение без границ»

В настоящее время для воспитанников детского дома особенно актуально их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодейс...