Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием
методическая разработка на тему

Клементьев Владимир Вячеславович

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_s_normalnym_psihologicheskim_razvitiem.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областной центр диагностики и консультирования

                « Развитие»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Г.УЛЬЯНОВСКА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

                               

                                                             г. Ульяновск

                                                                     2009г.

Экспериментальная программа для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью.

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов,  дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»

Материалы подготовлены:

     Клементьев В.В. – учитель начальных классов, дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие».

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

                                                                   

                                                                               

© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

    психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр  диагнос-

    тики и консультирования «Развитие», 2009.                                                          

Ребенок с нормальным психологическим развитием

        Контакт свободный. Адекватная оценка ситуации и адекватное эмоциональное отношение к ней. Правильная оценка ролевых отношений  ( испытуемый и исследователь). Сообщает необходимые сведения о себе, членах семьи, расставляет членов семьи в порядке иерархии, знает возраст, социальные функции.

        Общая осведомленность  обнаруживает запас знаний и представлений, соответствующий возрасту, образованию и культурному уровню среды проживания        

Речь соответствует возрасту, образованию и культурному уровню среды.

Внимание достаточное по объему с хорошей распределяемостью, переключаемостью, устойчивостью.

        Восприятие и сфера представлений не нарушены и достаточно полна, отражают реальность. При рассмотрении сюжетных картин, нелепостей и  выполнении других  заданий не испытывает трудностей в их осмышлении, выделяет объект восприятия от фона, существенные признаки от несущественных, дает адекватную эмоциональную реакцию на содержание картинок, жестов (смех, изумление, сопереживание).

        Способности к обобщению хорошие и проистекают из умения выделять существенные признаки предметов и явлений и объединять их в группы на основании этих признаков. Свободно пользуется обобщающими понятиями.

        Способность к анализу и синтезу  развиты соответственно возрасту и позволяют устанавливать причинно-следственные, пространственные – временные и логические связи. Не испытывают трудностей при проведении исключений, подборе нелепостей, легко встраивает в логический ряд серии сюжетных картинок, понимает скрытый смысл рассказов, басен, пословиц, поговорок, образных выражений, метафор. Это возможно, так как  он владеет абстрактным мышлением, понимает скрытую сущность предметов и явлений на уровне своего вопроса.

        Эмоционально-волевые  функции развиты соответственно возрасту и позволяют произвольно влиять на качество психических функций, управлять ими, планировать и руководить поведением.

        Критические функции  позволяют давать довольно правильную оценку своим и чужим действиям.

        Коммуникативные функции  развиты хорошо, общение дифференцированно, в группе является положительным лидером или примером для других.

        Эмоции  адекватны и зависят от качества переживаемых ситуаций. Переживает неудачи, анализирует их причины, стремится не повторять их.

        Память хорошая как оперативная, так и долгосрочная, способствует накоплению большого количества информации.

Речь  богатая, образная, эмоционально окрашенная, грамматически правильная.

                Диагностика задержек психического развития

Контакт несколько затруднен из-за замедленного осмышления ситуаций, страха или тревоги перед исследованием, упрямства или протестных реакций, негативного отношения к факту обследования.

Осмышление        вопросов, заданий и инструкций замедленное, иногда требует их повторения и дополнительных объяснений.

В процессе всего обследования ребенок с ЗПР нуждается  в помощи в форме наводящих вопросов, активации и стимуляции внимания и интереса к работе, организующей помощи, обучающей помощи в  форме объяснения и показа способа действия при выполнении тех или иных заданий.

Дети с ЗПР способны принять  эти виды помощи  и использовать их в последующей работе ( делать перенос).

Темп работы замедленный в связи с замедленностью и нарушенным взаимодействием психических функций (восприятия, осмышления, понимания, слабости активного внимания, памяти).

 Внимание отличается поверхностностью, малым объемом, низкой распределяемостью, трудностями удержания и переключения, повышенной истощаемостью, требует активизации в процессе работы.

Восприятие нарушено: неполное, фрагментарное, деформированное, но организующееся качественно при помощи активизации и расширения поля восприятия посредством совместного разбора, наводящих вопросов и пр. Затруднено выделение главного от второстепенного, объекта восприятия от фона, но с помощью акценты расставляются правильно, помощь принимается и используется.

Анализ и синтез затруднены в связи с слабым развитием психических функций и в первую очередь мышления.

Мышление отличается замедленностью, малой продуктивностью, отсутствием стройности, трудностями дифференциации главного от второстепенного, трудностями установления логических связей, но организующая помощь делает возможным установление логических связей. В мышлении присутствуют элементы конкретности.

Абстрагирование  доступно после обучающих действий и осмышления ребенком принципа сравнений, подбора по аналогии смысла иносказаний, рассказов со скрытым смыслом, а к 10 годам существует как функция ( абстрактно-логическое мышление), уже доступно понимание метафор, поговорок, пословиц, образных выражений после обучающих действий.

Память  страдает, особенно оперативная (затруднено воспоминание нужных слов и понятий) и долговременная  ( заученное быстро забывается, например, таблица умножения).

Эмоции характеризуются недостаточной сформированностью высших, преобладают полярные грубые: неумеренная радость с двигательным компонентом или возбудимость с негативизмом, отказом от работы

Эмоционально-волевая сфера характеризуется сформированностью и неустойчивостью. Снижен эмоциональный и волевой контроль над поступками и действиями, нет терпения, выдержки, умения и желания преодолевать трудности, формируются негативные черты личности.

Речь бедная, ограниченная, часто нарушено звукопроизношение.

Общая осведомленность и запас знаний ниже возрастной нормы и полученного образования. Поздно формируется обобщающая деятельность. Обучение возможно при создании специальных условий, учитывающих особенности формирования познавательных процессов.

Считается, что в этом случае к 10 годам задержки психического развития компенсируются и ребенок может обучаться по более сложной программе.

К ЗПР относятся:

1. Ретардации – описаны выше. При них страдает темп развития.

2. Асинхронии:

а) психический инфантилизм – когда интеллект норма, а психический возраст отстает от хронологического;    

б) акцелерация – интеллект, развитие замедленное, физически ускоренное.

Диагностика снижения интеллекта

        Ситуацию обследования воспринимает безразлично, формально или негативно, не может осмыслить цель и смысл происходящего; происходящее воспринимает как игру. Ведет себя непосредственно, вопросы задания и инструкции осмышляет после повторений частично, чаще только ту их часть, которая указывает на необходимость произвести определенные действия: возьми, посмотри, дай, разложи и пр., суть инструкций и заданий в целом не осмышляет. Деловой контакт установить невозможно.

        Общая осведомленность низкая, не соответствует возрасту и культурному уровню среды, в которой ребенок проживает (за исключением случаев, когда оба родителя страдают слабоумием).

        Восприятие предлагаемого при обследовании материала ( картинок) чаще фрагментарное, не разделяет объект восприятия и фон, восприятие часто искаженное со смещением акцента на незначительные или малозначимые детали; нередко фантастическое или нелепое. Предлагаемую организующую помощь не принимает, так как восприятие содержания воспринимается нечетко или искажено.

        Внимание пассивное при гипердинамических проявлениях требует постоянной стимуляции, активизации для удержания, так как оно спонтанно, поверхностно, на миг задерживается на случайных деталях и не может охватить и удержать целостную картину воспринимаемого. Переключение также затруднено, оно скользит, скачет с объекта на объект и трудно его фиксировать на нужном. При  торпидных вариантах слабоумия внимание фиксируется на какой-то части  принимаемого объекта, «прилипает», переключить его или расширить бывает невозможно. Истощаемость внимания высокая и быстро наступающая.

        Эмоциональное отношение  к выполнению заданий безразличное, формальное или негативное. Интерес к работе быстро угасает, вызывая недовольство, капризы, негативизм, слезы. Заинтересовать невозможно.

        Речь бедная, невыразительная, страдает грамматический строй. Чем выраженнее слабоумие, тем выраженнее речевые нарушения.

        Способности к обобщению отсутствуют. Заученные штампы быстро распадаются, так как  принцип их не осмыслен.

        Логические связи самостоятельно не устанавливают. При совместной с  исследователем работе могут  установить простейшие элементарные бытового характера отношения  в форме продолжения начатого действия ( проснулся, одевается, пошел в школу), то есть обнаруживают конкретность мышления. Элементарная аналитико-синтетическая деятельность вследствие слабости и конкретности мышления недоступна.

        Абстрагирование  невозможно.

        Конструктивный праксис сформирован слабо и отражает дефектность восприятия, искажения представлений и Несформированность тонкой моторики.

        Эмоции   отличаются полярностью и отсутствием тонких дифференцированных проявлений. От грубого немного смеха с дурашливостью, сопровождающихся соответствующим двигательным компонентом, они легко переходят в аффект раздражительности, упрямства, агрессии, негативизма.

        Эмоционально-волевые и критические функции не сформированы, Мотивация низкая или отсутствует.

Темп работы неровный с быстрым угасанием интереса к ней.

        Высокая внушаемость, зависимость от чужого мышления, стереотипы, примитивны.

        Страдает адаптация, нуждаются  в направляющей и защищающей роли взрослых.

        Память низкая, кратковременная, не способствует накоплению знаний и жизненного опыта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое представление на обучающегося для психолого-медико-педагогической комиссии

Педагогическое представление на обучающегосядля психолого-медико-педагогической комиссии (характеристика)...

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...