Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста
методическая разработка на тему

Клементьев Валентин Вячеславович

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

 Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областной центр

диагностики и консультирования

                « Развитие»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Г.УЛЬЯНОВСКА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

                               

                       

                                                                      г. Ульяновск

                                                                                2009г.

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., учитель начальных классов,  дефектолог высшей категории, директор ОГОУ ОЦДК «Развитие»

Материалы подготовлены:

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

    Фомина И.В.- председатель ГПМПК, педагог-психолог высшей      квалификационной  категории

    Титенко Ю.В. – учитель-дефектолог ГПМПК, логопед высшей      квалификационной категории

    Клементьева О.А. – детский врач-невролог, педиатор

Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

     

© Областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в

    психолого-педагогической и медико-социальной помощи – областной центр  диагнос-

    тики и консультирования «Развитие», 2009.                                                          

Содержание и описание диагностического материала, используемого          государственной психолого-медико-педагогической комиссией  для диагностики психологического развития детей раннего возраста.

   1. Содержание и описание диагностического материала, используемого          государственной психолого-медико-педагогической комиссией  для диагностики психологического развития детей 1-го года жизни.

         Диагностика психологического развития детей 1 года жизни осуществляется в установленные сроки – ежемесячно. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, диагностика проводится по показателям предыдущего возрастного периода.

        На первом году жизни в возрасте от 1 до 5-6 месяцев проверяется развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций, движений руки, общих движений, подготовительных этапов активной речи и умений.

        В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируется развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, умений и навыков в процессах.

        Наиболее значимыми в первом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Значение движений руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес). В этом же возрасте значимым для многих функции оказывается понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг со взрослым). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом. этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимно информативными.

Для проверки развития детей должен быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 3-4 показателям.

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 1 месяца жизни

(по этапам обследования).

 1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование умения плавного прослеживания движущегося предмета исследование умения плавного прослеживания движущегося предмета

Диагностический материал: яркая игрушка

Процедура  исследования: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке, которую затем передвигают вправо и влево до 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Сосредотачивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), поворачивая голову вправо и влево.

Сосредотачивает взгляд на игрушке, но не следит за ней.

Взгляд на игрушке не сосредотачивает.

2.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения прислушиваться к голосу взрослого, звуку игрушки

Диагностический материал: погремушка

Процедура  исследования: на расстоянии 50 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения гремят погремушкой 5-10 сек..

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 сек), движения заторможены.

Замирает на 2-3 сек. Во время звучания. После звучания реакций нет

Не прислушивается.

3. Эмоции и социальное поведение.

Цель: исследование наличия первых эмоциональных реакций

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему

Смотрит на взрослого, но нет улыбки.

Не сосредотачивает взгляд на взрослом.

4.Общие движения.

Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Приподнимает голову, удерживает ее 15-20 сек и опускает

Приподнимает голову, удерживает ее 5-7 сек и опускает

Не приподнимает голову

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия предпосылок развития речи

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, произносят певучие звуки

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Сосредоточив взгляд на лице взрослого, отвечает 2-3 раза отдельными звуками

Сосредоточивает взгляд на лице взрослого, звуки не произносит

Не сосредотачивает взгляд на взрослом.

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 2 месяца жизни

(по этапам обследования).

 1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование длительного зрительного сосредоточения

Диагностический материал: мягкая игрушка

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Сосредотачивает взгляд на игрушке 20-25 сек, не двигается

Сосредотачивает взгляд на игрушке на 3-4 сек. (скользящий взгляд)

Взгляд на игрушке не сосредотачивает.

2.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения сосредотачиваться на голосе взрослого

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: на расстоянии 50 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения ласково говорят с ним в течение 1 минуты

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Прислушивается 5-10 сек, поворачивает голову, ищет глазами говорящего

Замирает на 2-3 сек. Во время звучания голоса. После звучания реакций нет

Не прислушивается.

3. Эмоции и социальное поведение.

Цель: исследование наличия  эмоциональных реакций

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Неярко улыбается в ответ на 2-3 обращения к нему

Смотрит на взрослого, но нет улыбки.

Не сосредотачивает взгляд на взрослом.

4.Общие движения.

Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову

Диагностический материал: яркая звучащая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Приподнимает голову, удерживает ее до 40 сек и опускает

Приподнимает голову, удерживает до 10 сек и опускает

Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку.

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия предпосылок развития речи

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Издает отдельные звуки без учитываемого раздражителя

Издает отдельные звуки при наличие внешнего раздражителя

  Звуки не издает

 Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 3 месяца жизни

(по этапам обследования).

 1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование умения зрительного сосредоточения в вертикальном положении

Диагностический материал: яркая игрушка

Процедура  исследования: взрослый одной рукой держит ребенка, а другой показывает игрушку, держит ее неподвижно.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

После 2-3 обращений смотрит на лицо говорящего или игрушку 30-40 сек

Сосредотачивает взгляд на игрушке на 3-4 сек. (скользящий взгляд)

Взгляд на игрушке и на взрослом  не сосредотачивает.

2. Эмоции и социальное поведение.

Цель: исследование наличия  «комплекса оживления»

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются (1-2 мин)

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Смотрит на лицо взрослого. После 1-2 обращений улыбается, издает тихие короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется до 15-20 сек.

Смотрит на лицо взрослого. После 1-2 обращений неярко улыбается в ответ на 2-3 обращения к нему.

Смотрит на взрослого, но нет улыбки.  Или не сосредотачивает взгляд на взрослом.

3.Движения руки.

Цель: исследование появления зрительно-моторной координации

Диагностический материал: 2 погремушки висят на лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук.

Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 1-2 раза. Но не пытается захватить игрушку и  не прослеживает глазами движения рук.

Нет реакции на игрушку.

4.Общие движения.

Цель: исследование умения удерживать голову в вертикальном полложении

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: ребенка держат на руках вертикально.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Удерживает голову прямо до 1-1.5 мин.

Удерживает голову прямо до 15-20 сек.

Не удерживает голову.

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 4 месяца жизни

(по этапам обследования).

 1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование зрительной дифференциации

Диагностический материал: ----

Процедура  исследования: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек) и повторно подходят и наклоняются над ним мать и незнакомый взрослый

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

На мать смотрит выжидающе, улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, тянется к ней. Недоволен, когда мать отходит и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно.

На мать смотрит, улыбается. При повторном появлении оживляется. Когда мать отходит сразу переводит взгляд на незнакомого, улыбается ему.

Взгляд на взрослых не сосредотачивает.

2.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения прислушиваться к  звуку игрушки

Диагностический материал: погремушка

Процедура  исследования: на расстоянии 70 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения гремят погремушкой 3-4 раза (паузы 2 сек)

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Слушает 2-3 сек и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек

Слушает 2-3 сек, поворачивает голову в стороны, погремушку не находит.

Не прислушивается.

3. Эмоции и социальное поведение.

Цель: исследование наличия  «комплекса оживления», развития зрительно-моторной координации

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: издали наблюдают за ребенком, лежащим на спине под низко висящими игрушками

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Рассматривает игрушки, захватывает их. Приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 4 минут

Рассматривает игрушки.  Попытки захвата оканчиваются неудачей. Приходит в кратковременное оживленное состояние

Не обращает внимание на игрушки

4.Движения руки и действия с предметами.

Цель: исследование появления зрительно-моторной координации

Диагностический материал: 2 погремушки висят на лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка справа и слева

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (около 3 минут).

Оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку 1-2 раза. Пытается захватить игрушку (чаще неудачно) и  не прослеживает глазами движения рук.

Нет реакции на игрушку.

5.Общие движения.

Цель: исследование умения поднимать и удерживать голову

Диагностический материал: яркая звучащая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот и на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, поднимают.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Приподнимает голову, удерживает ее до 40 сек и опускает

Приподнимает голову, удерживает до 10 сек и опускает

Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку.

6. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия гуления

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине под игрушками. Если ребенок не гулит, то наклонившись над ним, произносят гласные звуки и наблюдают.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Гулит сам, или через 1-3 мин после общения со взрослым

Не гулит

  Звуки не издает

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 5 месяца жизни

(по этапам обследования).

 1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование зрительной дифференциации (дифференциация «свой» - «чужой»)

Диагностический материал: ----

Процедура  исследования: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек) и повторно подходят и наклоняются над ним мать и незнакомый взрослый

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

При виде матери радуется, оживляется. При появлении незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, хмурится, может заплакать

Улыбается при появлении и матери и незнакомого взрослого.

Взгляд на взрослых не сосредотачивает.

2.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения узнавать голос близкого человека, различения интонации обращенной к нему речи

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: на расстоянии 70 см от лежащего на спине ребенка, вне поля его зрения стоит мама и посторонний взрослый, каждый из которых произносит слова с интервалом 10-15 сек.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

На голос матери оживляется, улыбается, поворачивает голову, ищет ее. К незнакомому прислушивается.

Различает ласковую и строгую интонации. Но нет дифференциации «свой» - «чужой»

Не прислушивается. Не дифференцирует голоса.

3.Движения руки и действия с предметами.

Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости

Диагностический материал: погремушка с длинной ручкой

Процедура  исследования: перед ребенком держат погремушку в течение 20-30 сек, привлекают к ней внимание.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Взяв игрушку не роняет ее, удерживает 1-2 мин.

Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Взяв игрушку  роняет ее через 5-10 сек

Нет реакции на игрушку.

4.Общие движения.

Цель: исследование умения переворачиваться со спины на живот, устойчиво стоять при поддержке.

Диагностический материал: яркая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на спину показывают ему  игрушку, перемещая ее в стороны. Затем кладут игрушку рядом с ребенком, так, чтобы он мог ее взять. Затем ребенка берут под мышки и опускают на твердую опору.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Следит за игрушкой. Поворачивает голову, корпус, ложиться на бок, поворачивается на живот. Твердо опирается прямыми ногами о поверхность 3-4 мин.

Следит за игрушкой. Поворачивает голову, корпус, ложиться на бок. На живот не переворачивается самостоятельно. Твердо опирается прямыми ногами о поверхность 1-2 мин.

Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку. На ногах не стоит.

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия гуления

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, лежащим на спине до 30 мин. В помещении тихо.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки)

Произносит короткие гласные звуки только при виде взрослого, игрушки.

Не гулит.  Звуки не издает

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 6 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование реакции ребенка на свое и чужое имя

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: взрослый находится вне поля  зрения ребенка, лежащего на спине, называет имя ребенка, и после паузы  - чужое имя.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

На свое имя радуется, быстро оборачивается. На чужое не реагирует.

На  свое и чужое имя реагирует одинаково.

Не прислушивается. Реакции на имя нет.

2.Движения руки и действия с предметами.

Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости

Диагностический материал: 2 погремушки  

Процедура  исследования: перед ребенком кладут погремушки и наблюдают  в течение 10 мин.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Берет , рассматривает, перекладывает, размахивает, прислушивается к звуку. Манипулирует 2-3 мин.

Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Манипулирует около 1 мин.

Нет реакции на игрушку.

3.Общие движения.

Цель: исследование умения передвигаться, переставляя руки или немного подползая.

Диагностический материал: яркая  устойчивая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему  игрушку, поставленную перед ним, не недосягаемую.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Смотрит, пытается достать, подползает вперед. Двигается вперед, переставляя руки.

Смотрит, пытается достать, капризничает, прости игрушку.

Не приподнимает голову. Нет реакции на игрушку.

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия лепета

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Однократно произносит слог «ба», «ма», может повторить за взрослым.

Редко  произносит слог «ба», «ма» За взрослым не повторяет.

Появляется гуление.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 7 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Движения руки и действия с предметами.

Цель: исследование появления зрительно-моторной координации, моторной ловкости

Диагностический материал: погремушка  

Процедура  исследования: перед ребенком кладут погремушку и наблюдают  в течение 5 мин.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Берет , рассматривает, перекладывает, размахивает, бросает, стучит, прислушивается к звуку. Манипулирует 2-3 мин.

Смотрит на игрушку, выпрямляет руки и четко берет ее. Манипулирует около 1 мин.

Нет реакции на игрушку.

3.Общие движения.

Цель: исследование умения ползать.

Диагностический материал: яркая  устойчивая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему  игрушку, поставленную перед ним, не недосягаемую на расстоянии до 1-1.5м.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Ползет энергично, быстро, любым способом, меняя направления.

Ползет медленно, одним  способом.

Смотрит на игрушку, пытается достать. Ползание не доступно.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь

Диагностический материал: 2 крупных игрушки

Процедура  исследования: ребенку задают вопрос «Где….?

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять

Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений.

Игрушку не находит.  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия лепета

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Многократно  произносит слоги «ба», «ма», может повторить за взрослым.

Однократно  произносит слог «ба», «ма» За взрослым не повторяет.

Появляется гуление.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 8 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Действия с предметами.

Цель: исследование умения подражать действиям взрослого с игрушками

Диагностический материал: мяч  

Процедура  исследования: привлекают внимание ребенка к игрушке, повторно показывают и называют 2-3 действия с ней (покатили мяч, опять покатили…).

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Смотрит на действия взрослого и подражает.

Подражание появляется только после многократного повторения.

Нет подражания.

2.Общие движения.

Цель: исследование умения держаться руками за барьер, самостоятельно вставать и опускться

Диагностический материал: яркая  устойчивая игрушка

Процедура  исследования: ребенка кладут на живот, показывают ему  игрушку, поставленную на барьер (2 минуты). Затем игрушку перемещают за стоящего ребенка.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Цепляется за перекладину, встает на колено и 1 ногу. Затем на обе ноги и выпрямляется. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки и становится на четвереньки или садится.

Цепляется за перекладину, встает на колени. Оборачивается за игрушкой и садится.

Смотрит на игрушку, пытается достать.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь

Диагностический материал: 3-4  игрушки

Процедура  исследования: ребенку задают вопрос «Где….?» о 2-3 предметах поочередно.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять

Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений.

Игрушку не находит.  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия лепета

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Многократно  произносит слоги «ба», «ма», повторяет за взрослым.

Однократно  произносит слог «ба», «ма». За взрослым не повторяет.

Появляется гуление.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 9 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения дифференцировать музыку

Диагностический материал: магнитофон

Процедура  исследования: звучит спокойная музыка (1.5-2 мин), после паузы (30 сек) звучит плясовая мелодия.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Спокойную мелодию слушает спокойно. Под плясовую воспроизводит плясовые движения.

Танцует под любую музыку.

 Реакции на музыку  нет.

2.Действия с предметами.

Цель: исследование умения действовать с предметами в зависимости от их свойств.   Диагностический материал: игрушки

Процедура  исследования: игрушки раскладывают перед ребенком и наблюдают.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Действует с предметами в зависимости от их свойств

Действует со знакомыми предметами после обучения

Действия с предметами манипулятивны.

3.Общие движения.

Цель: исследование умения самостоятельно передвигаться держась руками за барьер, ориентируясь в пространстве.

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: ребенка стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии около 70 см, по мере приближения переходят дальше

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Идет, держась 1 рукой в полоборота, приставным и чередующим шагом.

Идет, держась двумя руками прямо.  

Смотрит на игрушку, переступает ногами.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь

Диагностический материал: 3-4  игрушки

Процедура  исследования: ребенку задают вопрос «Где….?» о 3-4 предметах поочередно.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Находит взглядом запрашиваемую игрушку, иногда хочет взять

Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений.

Игрушку не находит.  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия лепета

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Однократно  произносит слоги «ба», «ма». За взрослым повторяет после стимуляции.

Появляется гуление.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 10 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Слуховые ориентировочные реакции.

Цель: исследование умения дифференцировать музыку

Диагностический материал: магнитофон

Процедура  исследования: звучит спокойная музыка (1.5-2 мин), после паузы (30 сек) звучит плясовая мелодия.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Спокойную мелодию слушает спокойно. Под плясовую воспроизводит плясовые движения.

Танцует под любую музыку.

 Реакции на музыку  нет.

2.Действия с предметами.

Цель: исследование умения действовать с предметами в зависимости от их свойств.   Диагностический материал: игрушки

Процедура  исследования: игрушки раскладывают перед ребенком и наблюдают.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Действует с предметами в зависимости от их свойств. Действия с предметами приобретают устойчивый характер.

Действует со знакомыми предметами после обучения.

Действия с предметами манипулятивны.

3.Общие движения.

Цель: исследование умения самостоятельно передвигаться, держась руками за барьер, ориентируясь в пространстве.

Диагностический материал: мяч

Процедура  исследования: ребенка стоящего у опоры, привлекают к игрушке и зовут «Иди сюда! Покати мяч!».

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Идет, держась 1 рукой в полоборота, приставным и чередующим шагом, толкает мяч.

Идет, держась двумя руками прямо, делает попытки толкнуть мяч.  

Смотрит на мяч, переступает ногами.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь

Диагностический материал: 3-4  игрушки

Процедура  исследования: ребенку задают вопрос «Дай….?»  3-4 предмета поочередно.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Находит взглядом запрашиваемую игрушку, берет и дает игрушку взрослому.

Находит взглядом запрашиваемую игрушку после многократных повторений. Берет в руки, взрослому игрушку не дает.

Игрушку не находит.  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование наличия лепета

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком, можно перекликаться с ним.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги. Объем слогов увеличивается.

Однократно  произносит слоги «ба», «ма». За взрослым повторяет после стимуляции.

Гулит. Пытается произнести слог.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 11 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Действия с предметами.

Цель: исследование уровня развития практического ориентирования на величину предметов.

Диагностический материал: пирамидка

Процедура  исследования: ребенку предлагают : положи…, сними…, надень….

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Ребенок сам или по инструкции выполняет 2-3 действия

Ребенок по инструкции выполняет 2-3 действия  только после обучения.

Действия с предметами манипулятивны.

2.Общие движения.

Цель: исследование умения стоять самостоятельно

Диагностический материал: ---

Процедура  исследования: ребенка отводят от опоры и оставляют без поддержки

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Стоит 20-30 сек, балансируя руками.

Стоит только с поддержкой.  

Стоит с поддержкой неустойчиво, падает.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь, действовать по инструкции.

Диагностический материал: 3-4  игрушки

Процедура  исследования: ребенку задают вопрос «Покорми…., Поводи….Покатай…»  

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Четко выполняет инструкции взрослого.

Выполняет инструкции взрослого после многократного повторения.

Действия с игрушками манипулятивные  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование появления активной речи

Диагностический материал: игрушки, знакомые ребенку

Процедура  исследования: ребенку показывают игрушку и спрашивают «Кто это?»

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Подражая взрослому, или сам произносит 2-3 слова

1-2 слова произносит подражая взрослому.

Появляется лепет. Пытается произнести слоги.  

Содержание диагностического материала, используемого ГПМПК  для диагностики психологического развития детей 12 месяца жизни

(по этапам обследования).

1.Зрительные ориентировочные реакции.

Цель : исследование умения дифференцировать форму предметов

Диагностический материал: кубик и кирпичик 

Процедура  исследования: перед ребенком кладут  кубик и кирпичик и спрашивают «Где кубик?», «Где кирпичик?»

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Показывает рукой, дает взрослому.

Смотрит и показывает рукой. Может допустить ошибку.

Инструкцию не понимает.

2.Действия с предметами.

Цель: исследование уровня развития практического ориентирования на величину предметов, согласованности действий рук.

Диагностический материал: пирамидка

Процедура  исследования: ребенку предлагают: положи…, сними…, надень….

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Ребенок самостоятельно четко и точно выполняет 2-3 действия.

Ребенок по инструкции выполняет 2-3 действия.

Действия с предметами манипулятивны.

2.Общие движения.

Цель: исследование умения ходить самостоятельно

Диагностический материал: игрушка

Процедура  исследования: наблюдают за ребенком или зовут его, привлекая жестом, игрушкой.

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Идет чередующим шагом, поворачивается, меняет направление. Проходит до 3-х метров.

Идет чередующим шагом, поворачивается, меняет направление. Проходит до 1 метров

Стоит неустойчиво, переступает ногами с поддержкой.

4. Подготовительный этап развития понимания речи.

Цель: исследование умения понимать обращенную речь, действовать по инструкции (вводится слово «нельзя»).

Диагностический материал: 3-4  игрушки

Процедура  исследования: ребенку говорят  «Убери…., Отнеси….Найди.…»  

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Четко выполняет инструкции взрослого.

Выполняет инструкции взрослого после многократного повторения.

Действия с игрушками манипулятивные. Инструкции не понимает.  

5. Подготовительный этап развития активной речи.

Цель: исследование появления активной речи

Диагностический материал: игрушки, знакомые ребенку

Процедура  исследования: ребенку показывают поочередно игрушки и спрашивают «Кто это?», или предлагают: «Скажи ляля».

Оценка результатов:

Дети с нормальным психологическим развитием

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Подражая взрослому, или сам произносит 3-4 слова

2-3 слова произносит, подражая взрослому.

Появляется лепет. Пытается произнести отдельные слоги.  


2. Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК                              при обследовании детей раннего возраста от 1 года до 2х лет

(по этапам обследования).

  1. Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

-  Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

  Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

  -  Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши.

При беседе задаются вопросы.

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу.

Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание. Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести  в работу.

Не испытывают волнения, некоторые дети начинают плакать. Поведение их  и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.

 Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

  1.  Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.

- Оценка возможностей ориентировки в пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы:  

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.

-  Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

В возрасте 1 -1г 6 мес ребенку предъявляются задания :

- Умение показывать себя и родителей.

- Знания частей тела.

- Знание бытовых предметов.

В возрасте 1г6месяцев – 2х лет  вопросы усложняются:

- Сведения о себе, близких.

- Показывает все объекты в быту.

- Показывает все части тела и переносит на близкого человека.

Процедура исследования частей тела:

Ребенку предлагается показать на игрушке и на себе : с 1года – хотя бы одну часть, с 1г6месяцев – 2 части, с 1г10 месяцев до 2х лет – 3-4 части.

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Легко справляются с вопросами.

 Общая осведомленность соответствует возрасту. Легко подражает взрослому.

Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах.

 Общая осведомленность у них не соответствует возрасту.

Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие.

 Общая осведомленность низкая.

  1. Работа с пирамидой из колец.

Цель:

- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.

- Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.

- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).

-  Исследование адекватности и рациональности способов действий.

-  Выявление наличия и стойкости интереса к работе.

Диагностический материал:

 Для ребенка от 1года до 1г 6 месяцев большая пирамидка из 6 разноцветных колец.

 Для ребенка от 1г 6 месяцев до 2х лет две пирамидки красного и синего цвета с тремя колечками каждая.

Процедура исследования:

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает два кольца (большое и маленькое) и просит выбрать большое. Оставшиеся маленькие собираются либо ребенком либо взрослым.

Оценка результатов:

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.

 

Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой.

 При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят.

 Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия.

Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется. Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом.

  1. Конструирование.

      Цель:

- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

- Кубики – 3 штуки

     Процедура проведения:

В возрасте от 1 года до 1г6месяцев -  ребенок выполняет действия по подражанию.

В возрасте 1г 6месяцев до 2х лет - предлагается построить башню  или паровозик по образцу, выстроенному исследователем.

Анализ результатов:

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию

Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.

 Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания.

Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом.

Не воспринимают  осмысленно обучающих действий исследователя.

  7.       Дидактические игры:

  Цель:

 - Исследование сформированности понятия величины.

 - Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.

- Исследования моторного развития ребенка.

- Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.

- Исследования умения  ориентироваться в контрастных величинах.

7.1    Уточки.

Диагностический материал:

Для ребенка с 1 года 6 месяцев – набор из двух игрушек отличающихся по величине (большая и маленькая уточка).

Процедура проведения:

Ребенка с 1г до 1г 6 месяцев - просят показать где уточка (утя), принести уточку, отдать маме (тете), положи на место уточку.

 Ребенка с 1г 6 месяцев – показать где большая уточка, где маленькая.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием. Свободно отвечают

(показывают) на вопросы.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны.

 Последующее аналогичное задание (с другой игрушкой) ребенок выполняет правильно.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Действия с игрушками манипулятивные.

 

7.2    «Кубикоброс» и «Шарикоброс»

Диагностический материал:

Две банки, одна с круглым, другая с квадратным отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши – кубики и шарики.

Процедура проведения:

С 1года до 1г 6месяцев – предлагаем задание по отдельности.

С 1г 6 месяцев до 2х лет – одновременно.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора (с 1г 6 мес).

Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Действия с игрушками манипулятивные.

7.3.    Четыре пары картинок.

Дидактический материал:

Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки).

Процедура проведения:

Ребенку с 1 г до 1 г 6 месяцев – предлагаем показать один предмет ид двух.

Ребенку с 1г 6 месяцев до 2х лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию.

Работают с интересом и с увлечением.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Работа с картинками не доступна.

3.3. Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей раннего возраста от 2х до 3х лет

(по этапам обследования).

  1. Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

-  Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

  Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

  -  Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, д/и «Лови шарик»,бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

Дидактическая игра «Лови шарик»

Цель:

- Установление контакта с ребенком.

- Исследование понимание ребенком словесной инструкции.

- Исследование развития мелкой моторики.

Дидактический материал:

Желобок, шарик.

Процедура обследования:

Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «лови шарик». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку.

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Хорошо понимают словесную инструкцию.

Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести  в работу.

Не испытывают волнения или некоторые дети начинают плакать. Поведение их  и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.

 Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

  1.  Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.

- Оценка возможностей ориентировки в пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы:  

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.

-  Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

- Умение показывать и называть себя и родителей.

- Знания всех частей тела.

- Знание бытовых предметов и их назначения.

 Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Легко справляются с заданиями.

 Общая осведомленность соответствует возрасту.

Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах.

 Общая осведомленность у них не соответствует возрасту.

Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие.

 Общая осведомленность низкая.

  1. Работа с пирамидой из колец.

Цель:

- Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.

- Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.

- Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).

-  Исследование адекватности и рациональности способов действий.

-  Выявление наличия и стойкости интереса к работе.

Диагностический материал:

 Пирамидка из трех – четырех колец.

Процедура исследования:

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не собирает самостоятельно, то взрослый начинает подавать ему по одному кольцу, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка результатов:

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.

 

Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой.

 При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят.

 Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия.

Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется.

 Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом.

  1. Конструирование.

      Цель:

- Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

- Исследование уровня развития целостного восприятия.

- Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

- Кубики – 3 штуки.

- Две или три плоские палочки одного цвета.

     Процедура проведения:

Перед ребенком строят из палочек фигурку «молоточек» или «треугольник» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня»

Анализ результатов:

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкцию

Требуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.

 Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания.

Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом.

Не воспринимают  осмысленно обучающих действий исследователя.

  1. Складывание разрезных картинок.

    Цель:

- Исследование внимания и представлений.

- Исследование пространственной координации, мышления.

- Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.

Диагностический материал:

Для ребенка с 2 до 2,6мес  - картинка «мяч», из 2х частей.

Для ребенка с 2,6мес до 3х лет  - картинка «матрешка», «пирамидка» из 2х частей.

Процедура проведения:

Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2 части по горизонтали или вертикали.

Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.

 Действия их неловки, медлительны.

 Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости.

 Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно.

Хаотично прикладывают элементы картинки.

 Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

 

  1. Понимание предметных картинок.

Цель:

- Исследование на выявление уровня развития у ребенка зрительно восприятия предметных картинок. Понимание жестовой инструкции.

Диагностический материал:

Для ребенка с 2 до 2,6мес  - две пары предметных картинок.

Для ребенка с 2,6мес до 3х лет  - четыре пары предметных картинок.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут 2(4) предметные картинки. Точно такие же картинки находятся в руках взрослого. Указательным жестом соотносим их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и , показывая ее ребенку, просит найти такую же. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают как надо их соотносить: «Такая – у меня, такая же – у тебя», при этом используется указательный палец.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психоречевого развития

Дети с выраженной задержкой психоречевого развития

Ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Допускают одну ошибку.

 После обучения действует уверенно.

Задание не понимает, после обучения продолжает действовать неадекватно.

  1.        Дидактические игры:

  Цель:

 - Исследование сформированности понятия величины.

 - Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.

- Исследования моторного развития ребенка.

- Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.

- Исследования умения  ориентироваться в контрастных величинах.

7.1.    «Угости заек морковками».

Дидактический материал:

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине, морковки двух размеров.

Процедура проведения:

Ребенку с 2,6мес до 3 лет – предлагаем показать большого, маленького и среднего зайчика, потом убираем среднего зайчика и просим «раздать» морковки оставшимся.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием. Правильно выбирает зайчиков по величине.

Работают с интересом и с увлечением.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Работа с картинками не доступна.

7.2.    Четыре пары картинок.

Дидактический материал:

Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки).

Процедура проведения:

Ребенку с 2,6мес до 3 лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет. «Покажи где медведь, а где медвежонок; где кукла, а где куколка»

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию.понимают значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Работают с интересом и с увлечением.

Ребенок понимает задание , но допускает ошибки. После обучения выполняет самостоятельно.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Работа с картинками не доступна.

7.3.    Набор геометрических фигур.

Дидактический материал:

12 фигур с четырьмя полянками.

Процедура проведения:

Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Затем следует рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую четверку сортирует взрослый, остальные по образцу – ребенок.

С 2 лет – сортируют два цвета самостоятельно, с 2,6мес – три –четыре цвета.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Сразу понимают и легко справляются с заданием. Знают цвета.

Работают с интересом и с увлечением.

Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны.

Не принимают помощи в виде показа и объяснения.

Работа с геометрическими фигурами не доступна.


Литература.

  1.    Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве: второй год жизни / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3.– С. 103-110.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
  3.   Баенская, Е. Аффективное развитие ребенка в раннем возрасте. / Е. Баенская // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 100-104.
  4. Баженова О. В.Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 1983.
  5. Беломестнова Н. В.Клиническая диагностика интеллекта. СПб., 2003.
  6. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
  7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. – М., 1989.
  8. Волосова, Е. Б.  Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. –72 с.
  9. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учеб.пособие для студ.вузов / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора; под ред.В. А. Доскина, С. А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 192 с. – ISBN 5-7695-1010-2.
  10. Гуревич К. М.Психологическая диагностика. СПб., Питер, 2003.
  11. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
  12. Жукова, О. С. Воспитание и обучение ребенка раннего возраста с проблемами развития: вопросы взаимодействия родителей и специалистов / О. С. Жукова, В. П. Балобанова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2 С.43-46. 
  13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981
  14. Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. – М., 1968.
  15. Забрамная С.Д. Наглядные материалы для психолого-педагогического обследования в МПК. – М., 1981.
  16. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития. – М., 1995.
  17. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психологического обследования детей. – М., 2002
  18. Ильина М. Н.  Психологическая оценка интеллекта у детей. -  СПб., Питер, 2006
  19. Карпова, Н. В. Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста / Н. В. Карпова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 52-54.
  20. Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. М., 1979.
  21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.
  22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  23. Максимова, Л. Диагностика эмоционального развития детей раннего возраста / Л. Максимова // Детский сад от А до Я. – 2009.– № 2. – С. 67-74.
  24. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб., Питер, 2001.
  25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Пед.об-во России, 2004. – ISBN 5-691-00911-7.
  26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
  27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.
  28. Серебрякова Н.В. Стимульный материал для обследования детей раннего и дошкольного возраста. М.: 2002.

  1. Сидорова А. В.Методические рекомендации по оценке нервнопсихического развития детей в возрасте от 1 года до 3 лет. М., 1974.
  2. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. – СПб., 2005.
  3. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста. – М., 2008
  4. Ушакова, Т. Н. Раннее речевое развитие и его природные основания: младенцы / Т. Н. Ушакова, С. С. Громова, О. Е. Белова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2 – С. 44-56.
  5. Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1983
  6. Чмелёва, Е. М. М. Манасеина  об умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Е Чмелёва // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 52-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое представление на обучающегося для психолого-медико-педагогической комиссии

Педагогическое представление на обучающегосядля психолого-медико-педагогической комиссии (характеристика)...

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования ребёнка с нормальным психологическим развитием...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...