Статья " Проблемы обучения и воспитания детей с СДВГ"
статья на тему

В статье описаны основные причины СДВГ,проблемы ,методы и приемы работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проблемы обучения и воспитания  детей с  СДВГ

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, испытывают трудности в обучении.  Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они  чрезмерно активны и импульсивны.  Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции  ребенка с СДВГ не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с детьми СДВГ во всем процессе обучения и воспитания.. Врачи полагают, что СДВГ является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Наиболее ярко СДВГ проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.. Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами  детей с СДВГ. 1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. 2. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 5. Не может играть тихо, спокойно. 6. Болтливый. 7. Часто мешает другим, пристает к окружающим. 8. Часто теряет вещи. 9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и мелкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков. Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного отношения к нему. Особенно в семье! Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания. В воспитании ребенка с СДВГ родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями — с другой. Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно . Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.  В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Ребенка с СДВГ нужно учить уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми? Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно. При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.  Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование! От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе — в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.  Он всегда должен находиться перед глазами учителя , в центре класса , прямо у доски; - урок должен быть с включением физкультминуток; предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения; - направляйте энергию  ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.  Создание положительной мотивации на успех: - введите знаковую систему оценивания; - чаще хвалите  ребенка с СДВГ; - расписание уроков должно быть постоянным; - избегайте завышенных или заниженных требований к  ребенку; - вводите элементы проблемного обучения на уроке - используйте на уроке элементы игры и соревнования; - давайте задания в соответствии со способностями ребенка; - большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; - создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны , научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; - игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные; - стройте процесс обучения на положительных эмоциях; - помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!  Коррекция негативных форм поведения: - способствуйте угасанию агрессии; - обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; - регулируйте взаимоотношения гиперактивного ребенка с одноклассниками  . Регулирование ожиданий: - объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; - объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку. Помните: - Кратковременное прикосновение к гиперактивному ребенку является сильным стимулятором для формирования его поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.  СДВГ — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему СДВГ невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические и педагогические коррекционные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей c ОВЗ»

В статье представлены формы обучения детей с ОВЗ младшего школьного возраста на основе игрового обучения и воспитания....

Статья. Проблемы современного семейного воспитания

Особых правил, облегчающих родительский труд, не найти в учебниках - опуская теорию, взрослые сразу переходят к практике. У детей на пути к взрослению тоже нет других векторов, кроме неписаных правил,...

Март 2020г. Статья Семинар-практикум для родителей «Инновационные технологии, используемые в обучений и воспитании детей с ЗПР»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.    Ушински...

Статья "Проблемы и противоречия воспитания в современной школе"

В данной статьяе предпринята попытка анализа основных проблем и противоречий воспитания в современной школе. Освещается процесс формирования государственной политики в области школьного воспитания. Пр...

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....

Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...