Организация групповой работы.
методическая разработка на тему

Казакова Елена Александровна

В данной работе раскрыта система работы учащихся в группах на уроках. Освещен технологический процесс, правила организации групповой работы, практическая значимость и ожидаемые результаты на основе личного опыта. Подробный конспект урока во 2 классе: Обобщение по разделу "Писатели - детям" обосновывает использование группового метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Давыдовская гимназия»

Орехово-Зуевского муниципального района

        

ПРАКТИКО – ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

Организация групповой работы на уроках в системе ФГОС

Из опыта работы.

                                Учитель начальных классов:

 Казакова Елена Александровна

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                                   

                                                                                                                       Доктор пед.наук,

  проф. Юртаев С.В.

                                         

                                        г. Орехово-Зуево

2017 г.

Введение.

Актуальность темы

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».  

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая  взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

2. Основная часть

Организация групповой работы в начальной школе.

2.1. Эпиграф

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци

2.2.Технологический процесс групповой работы.

Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке технологии, работа с пластилином, тема «Чайный сервиз». Сначала каждый делает свое изделие, а потом еще 4 всей группой. Или на уроке окружающего мира при работе над темой «Домашние животные», каждый ребенок называет домашнего животного, а потом все вместе проверяют и дополняют свой список.  Перед началом работы с детьми оговариваются правила общения:

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы.   Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

          В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряем совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

   

2.3. Деление учащихся на группы.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен ниже.

Группа

по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

2.4. Различные способы группового взаимодействия учащихся.

Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.

В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.

«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задание, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

Кооперативный тип взаимодействия может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

Как руководить группами кооперативного обучения?

        В 1-2 классе делим детей на пары или тройки. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·чтец читает вслух;

·секретарь - записывает что-то от лица группы;

·докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

·хронометрист следит за временем.

Конвейерный тип взаимодействия - между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания.

Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить,   можно организовать так: на первом уроке одна группа детей 2 класса (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова», другая группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова». Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из групп.

Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

2.5. Правила организации групповой работы.

        Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной,  в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

        Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

На интерактивной доске показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как дети начнут работать.

Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

Также необходимо соблюдать основные правила организации групповой работы:

  1. При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
  2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
  3. По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки "неверного" общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Во-первых, это типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".
  4. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
  5. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).
  6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
  7. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.

Основные противопоказания

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).

Конспект урока во 2 классе с использованием групповой работы.

Тема: Обобщение по разделу «Писатели - детям».

Цели: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; поддерживать интерес к чтению.

Задачи: развивать речь, память, мышление.

Формирование УУД: Личностные - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать уважительное отношения к иному мнению.

Метапредметные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; оценивать своё задание и задание других.

 Предметные - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя, понимать прочитанное; находить необходимую информацию в художественных и научно-популярных книгах; отвечать на вопросы, самим задавать; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

Ход урока

1. Организационный момент

Итак, друзья, начнём урок!

Затей у нас большой мешок.

А для кого они? Для вас!

Скажем друг другу: «В добрый час!»

2. Речевая разминка

- А начнем мы наш урок, как всегда, с речевой разминки.

Жили-были два кота
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались
Между собой
Серые коты.
Поднялись
У них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов. (С.Я. Маршак)

- Прочитайте стихотворение хором медленно.

- Как вы понимаете значение слова «клочья»? (Пучки, отдельные куски (клочки шерсти).)

-Начните читать медленно и ускоряйте темп.

-Прочитайте весело (ещё: с удивлением, раздражением, грустью).

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

   На доске рисунки ребят к прочитанным произведениям.

- Кто может сказать, к каким произведениям мы рисовали эти рисунки, не забудьте назвать автора. (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, А.Л.Барто, Н.Н.Носов).

- Как вы думаете, почему мы сегодня опять вспомнили все эти произведения? (У нас урок обобщения.)

- Какой раздел мы закончили изучать? («Писатели – детям».)

- Кто сможет определить, какие задачи мы поставим сегодня перед собой, чем будем заниматься?

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе «Писатели – детям», их авторов, обобщим и систематизируем свои знания. В конце урока вы сами будете выставлять отметки своим товарищам, поэтому вам надо быть особенно внимательными к их ответам, а также самим активно работать.

4. Актуализация знаний

- Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.

Обговаривание правил совместной деятельности:

 а) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
в) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

- Перед вами представлены портреты всех писателей  раздела «Писатели – детям». Вам нужно определить, где чей портрет. Сможем ли мы узнать наших добрых друзей? (Дети узнают писателей и помещают их фамилии под портретами).

Николай Николаевич Носов

Корней Иванович Чуковский

Самуил Яковлевич Маршак

Сергей Владимирович Михалков

Агния Львовна Барто

- Молодцы. Писателей вы узнали. На наших уроках мы не только знакомились с их произведениями, но и узнавали некоторые факты их биографии, детства, творчества.  

- У каждой команды на партах лежат  конверты с заданиями.

- Найдите конверт с заданием 1. В нем – отрывок из биографии писателя. Ваша задача – обсудить в команде варианты ответов, определить, о ком идет речь.

        Она родилась в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве увлекалась танцами, училась в хореографическом училище. В годы Великой Отечественной войны выезжала с концертами на фронт, выступала по радио. После войны вела радиопередачу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся на войне. (А.Л. Барто)

        Родился в Воронеже в семье мастера-мыловара. Рано начал писать стихи. В молодости уехал учиться в Англию. В Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы. (С.Я.Маршак)

        Родился в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома, потом поступил сразу в 4 класс. В 15 лет напечатано первое стихотворение. Известность ему принесла поэма «Дядя Степа», напечатанная в журнале «Пионер». Автор гимна России. (С.В. Михалков)

        Родился в Киеве в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных фильмов. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка». (Н.Н. Носов)

        Николай Васильевич Корнейчуков родился в Петербурге. Мать его была из крестьян, отец - студентом. Он с детства любил много читать. Его сказки родились случайно. Первым появился «крокодил». Рядом со своим домом построил детскую библиотеку. (К. Чуковский)

5. Обобщение и систематизация знаний

1) «Угадай, из какого произведения предмет».

- К нам сегодня на урок пришли герои прочитанных произведений. А вот кто они, вы должны угадать сами. (Звуковые загадки.)

«- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)

 «Я принес вам на урок шляпы, а в них различные предметы. Определите, в каких произведениях они встречались».

- Вынимайте предметы и определяйте, к какому стихотворению изученных писателей относятся эти предметы. Затем один человек, которого вы выбрали всей командой, показывает карточку и называет название произведения и автора.

– апельсин («Радость» Чуковский)
– картошка («Живая шляпа» Носов)
– стакан («Федорино горе» Чуковский)
– скакалка («Верёвочка» Барто)
– уточка («Путаница» Чуковский)
– чайник («Федорино горе» Чуковский)
– жук («Мы не заметили жука» А.Л. Барто)
– одеяло (клей) («Мой щенок» С.В. Михалков)
– лопата («На горке» Носов)
– пенал («В школу» Барто)

2) «Раздели слова на группы».

– Кто же наш следующий гость?

«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой».

 (Федора. «Федорино горе»)

 «У меня случилось несчастье. Книга упала. Слова из рассказов и стихов перемешались. Разделите их на группы по произведениям».

- У вас на столах конверты с заданием 2.

Для 1 группы:

котята, двор, лопата, кошечки, заинька, песок, лягушата, вода, свинки, ступеньки

(«Путаница» К.И. Чуковского: котята, кошечки, заинька, лягушата, свинки.

«На горке» Н.Н. Носова: двор, лопата, песок, вода, ступеньки).

Для 2 группы:

весна, багаж, птицы, Страна Фантазий, доскакала, Держава Детства, Лидочка, прыгалки

(«Мой секрет» С.В. Михалкова: багаж, страна Фантазий, Держава Детства).

«Веревочка» А.Л. Барто: весна, птицы, доскакала, Лидочка, прыгалки).

Для 3 группы:

утро, сито, корыто, украли, коты, горевала, самовар, страшный зверь, тараканы, пчела, мама

(«Федорино горе» К.И. Чуковского: сито, корыто, коты, самовар, тараканы.

«Мой щенок» С.В. Михалков: утро, украли, горевала, страшный зверь, пчела, мама.)

Для 4 группы:

одеяло, стол, рады, берёзы, осины, серый волк, виноград, нога, радуга-дуга, страшно

(«Затейники» Н.Н. Носова: одеяло, стол, серый волк, нога, страшно.

«Радость» К.И. Чуковского: рады, березы, осины, виноград, радуга – дуга).

Для 5 группы:

ранец, комод, коньки, картинки, кочерга, лень, картофель, грамота

(«Кот и лодыри С.Я. Маршака: ранец, коньки, лень, грамота.

«Живая шляпа» Н.Н. Носова: комод, картинки, кочерга, картофель.)

3) «Соотнеси произведение и автора»

– А этого героя вы узнаете?

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)

«Герои моего стихотворения решили меня запутать. Но я думаю, вы мне поможете».

    - Возьмите на столах конверты № 3. Необходимо соединить название произведения и его автора.

«В школу»

«Верёвочка»

«Вовка – добрая душа»

«Живая шляпа»

«Затейники»

«Кот и лодыри»

«Мой секрет»

«Мой щенок»

«Мы не заметили жука»

«На горке»

«Путаница»

«Радость»

«Сила воли»

«Федорино горе»

К. И. Чуковский

С. Я. Маршак

С. В. Михалков

А. Л. Барто

Н. Н. Носов

6. Физкультминутка

- Герои стихотворения «Путаница» предлагают вам отдохнуть и потанцевать

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) «Собери стихотворение».

Ну, а у нас новый гость.

«А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри» С.Я Маршака)

«Я уже научился читать. Читаю стихи, а на стихи не похоже, строчки не рифмуются. Составьте из строчек стихи известных авторов, прочитайте».

- Возьмите конверты № 4. Составьте из строчек стихотворения правильно.

Для 1 группы: (Назвать автора и произведение)

Почему сегодня Петя
А теперь он новичок,
Поступает в первый класс.
У него на новой куртке
Просыпался десять раз?
Он теперь не просто мальчик
Потому что он сегодня
Отложной воротничок.

Для 2 группы: 

Весенние деньки!

Шумная, весёлая,
Как птицы заливаются
Зелёная листва.
Весна, весна на улице,
Весенняя Москва,
Трамвайные звонки...
Ещё не запылённая.

Для 3 группы:

Два часа его звала,
Я сегодня сбилась с ног – 
И обедать не могла.
Два часа его ждала,
У меня пропал щенок.
За уроки не садилась.

Для 4 группы:

Спрашивают лодыри у него:
Хмурый и ободранный кот идёт.
Замяукал жалобно серый кот:
И красив я лодыри, и умён,
Видят, видят лодыри: из ворот
– Ты чего нахмурился, отчего?
А письму и грамоте не учён.
– Мне коту усатому скоро год.

Для 5 группы:

То посыпался из облака
Вдруг запели соловьями.
И не град,
Сладким мёдом потекли.
То не дождь пошёл из облака
И вороны над полями
Виноград
И ручьи из-под земли.

3) «Работа с пословицами»

– Кто же приготовил для вас следующее задание?

«Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…» (Лида. «Верёвочка»)

«Прочитайте пословицу, объясните ее смысл и соотнесите с подходящим произведением»

- Пословицы  Лида приготовила для вас в конверте № 5.

1. «Порядок – душа всякого дела»       «Федорино горе»

2. «Грамоте учиться – всегда пригодиться»       «Кот и лодыри»

3. «У страха глаза велики»        «Сила воли», «Затейники», «Живая шляпа».

4. «Сумел ошибиться, сумей и поправиться»        «На горке»

5. «Доброе слово, что ясный день»       «Вовка – добрая душа»

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест с использованием системы Respons.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги урока.

- Какой раздел мы закончили?

- С творчеством каких писателей познакомились?

- Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; учат добру.)

- Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока?

- Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?

- Выберите и продолжите любое – предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- После урока мне захотелось…

- Сегодня я сумел…

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке и в команде: возьмите картинку книжечки и положите в соответствующую шляпу:

«открытая книга» - на уроке работал активно, с заданиями справлялся, принимал активное участие в обсуждении в своей команде;

«полуоткрытая книга» – недостаточно активно работал или некоторые задания показались сложными, допустил несколько ошибок;

«закрытая книга» – не очень активно работал в своей команде, работать было сложно, задания показались трудными, но я обязательно еще раз прочитаю эти произведения, чтобы узнать их лучше.

– Все хорошо работали. Но давайте попробуем в группах выбрать и отметить тех ребят, которые лучше всех работали на уроке, давали более точные и чёткие ответы. Как вы считаете, кто это?

10. Домашнее задание.

- Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок скороговорки (стр. 66 - 67).

III. Заключение.

Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе.

Я начала вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Практическая значимость и ожидаемый результат.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  1. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  3. Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  4. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  5. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  6. Сплоченность класса возрастает;
  7. Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  8. В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  9. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
  10.  Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  11. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  12. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Динамика уровня обученности учащихся за 2 года по русскому языку:

Критерии

2015-2016

2016-2017

успеваемость

100 %

100 %

качество

60%

76%

Динамика уровня обученности за 2 года по литературе:

Критерии

2014-2015

2015-2016

успеваемость

100 %

100 %

качество

92%

100%

Стабильную динамику имеет уровень мотивации учащихся к изучению предмета:

Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение русского языка:

Критерии

Учебный год

2014 - 2015

2015 - 2016

2016 – 2017

Интересное содержание предмета

58%

65%

86%

Имеет практическое значение

56%

68%

89%

Интересное преподавание

78%

89%

92%

Хотел бы получать дополнительные знания

23%

44%

76%

Уважаю учителя

100%

100%

100%

 Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение литературы

Критерии

Учебный год

2014 - 2015

2015 - 2016

2016– 2017

Интересное содержание предмета

66%

68%

88%

Имеет практическое значение

45%

67%

91%

Интересное преподавание

75%

86%

89%

Хотел бы получать дополнительные знания

44%

67%

87%

Уважаю учителя

100%

100%

100%

        Положительная динамика отмечается и в развитии познавательной активности на уроках русского языка и литературы:

Учебный год

Познавательная активность

2014-2015

67 %

2015-2016

78 %

2016-2017

87%

        Ребята с удовольствием создают творческие минипроекты, участвуют в конкурсах сочинений, пробуют писать стихи. Отрадно видеть, как год за годом повышается качество творческих работ. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня

1. Всероссийская олимпиада по русскому языку (школьный этап) – Ракшун Инесса - 1 место.

2. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех»:

  • Попова Полина – 3 место

3. Всероссийская дистанционная олимпиада

Трусковский Константин – 3 место

  • Митин Матвей – участник
  • Сирица Марианна – участница
  • Шарапов Даниил – участник

Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что групповая работа

  • способствует повышению мотивации обучения;
  • создает условия для усвоения понятий как способа действий;
  • способствует развитию креативности;
  • позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;
  • способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к социальному взаимодействию).

Повысилась активность, работоспособность и успеваемость учащихся по разным предметам.

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, муниципальных олимпиадах.

Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, конкурсы, литературные гостиные). Участие в творческих конкурсах считаю одним из главных показателей развития личности ребёнка. Творчество даёт самовыражаться даже самому слабому ученику.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

4. Литература.

1. Карпова Е.В., Шевко О.Н. Возможности применения проблемного обучения в начальной школе.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М., 1998

2. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр, 2004

3. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997

4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

5. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.

6. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

7. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

8. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

9. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

10. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроке

один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групповая работа.  один вид работы , направленный на повышение эффективности современного урока - это групп...

Из опыта организации групповой работы

В статье  рассказано об опыте организации групповой работы,  предложены различные виды заданий для групповой работы, а также  вы найдёте "Критерии оценки групповой работы"....

Организация групповой работы на уроках чтения в 1 классе.

В статье раскрывается методика организации групповой работы в 1 классе с помощью оценочных листов по чтению....

Технология организации групповой работы.

Технология организации групповой работы в начальной школе. Презентация....

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....