Организация групповой работы на уроках чтения в 1 классе.
статья по чтению (1 класс) по теме

Шнайдер Надежда Михайловна

В статье раскрывается методика организации групповой работы в 1 классе с помощью оценочных листов по чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya..doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа на уроках чтения в 1 классе.

        На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своего товарища, умение схематизировать. Понятно, что о сформированности этих умений говорить ещё очень рано. Работа по их формированию будет продолжена и дальше в течение всего периода обучения этих детей в школе. Но первый этап по становлению данных компетентностей самый сложный и самый ответственный. Во-первых, дети должны понять, что это тоже умение (общаться, рефлектировать, схематизировать), такое же  как умение читать, писать, считать и им тоже нужно учиться.

        В данной работе мне хочется поделиться собственным опытом обучения первоклассников работе в группах.

        Большая часть учебного времени на уроках чтения в первом классе уходит на период обучения грамоте. Почти три учебных четверти дети учатся читать и писать. Поэтому непосредственно к групповой работе на уроках чтения мы перешли  с начала 4 четверти. Этому переходу предшествовала кропотливая подготовительная работа по поводу оценивания чтения всех читающих на уроке детей. На уроках чтения с детьми выработали критерии оценивания: способ чтения (по буквам, по слогам или целыми словами), правильность чтения и выразительность. Об осознанности пока в 1 классе не говорю, поскольку, этот параметр пока могу оценить только я. Договорились об условиях оценивания, которые показаны ниже в таблице.

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Способ чтения

целыми словами

по слогам

по буквам

буквы не называются

2

Правильность чтения

нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

нет ошибок

3

Выразительность

громко,

с паузами, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия

не выполнено ни одного условия

 

        В первое время по этим критериям (они после выработки находятся у детей перед глазами) оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Баллы, полученные в течение недели ребёнком за чтение суммируются и ребёнок, набравший определённое количество баллов получает солнышко.

        Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям (а это произошло к концу обучения грамоте), я предложила им выполнять эту работу в группах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в группах.  Выполнять эту работу в группах стала потому что работая в парах, дети оценивают друг друга не всегда правильно, перенося личное отношение на оценку.  Работа в тройках тоже не пошла, потому что разгорался спор по поводу оценивания у двух проверяющих детей. Поэтому пришли к необходимости оценивать чтение одноклассника тремя детьми, чтобы большинством  голосов прийти к одному решению. Естественно, что договариваться первоклассникам ещё очень сложно, поскольку они по своим возрастным особенностям эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы. Поэтому, чтобы замотивировать детей на работу в группах, мы договорились с ними оценивать на каждом уроке работу каждой группы по критериям: как договорились (работали тихо, не ругались, уступали друг другу, слушали друг друга); все ли работали в группе; объём выполненной работы. Результаты оценивания работы группы фиксируются в отдельной таблице, а потом  по окончанию учебной недели самая успешная группа награждается солнышками.

        По окончанию урока во время итоговой рефлексии первоклассники оценивают себя по индивидуальным рефлексивным табличкам, в которые входят общеучебные умения, над формированием которых работаем в настоящее время.         

        Ниже представляю план урока чтения в 1 классе, на котором была использована групповая работа.

Урок чтения в 1 классе.

Тема: Небылицы.

Цель: создание условий для обучения работе в группах.

Оборудование: учебник по чтению, оценочные листы для каждого ученика, оценочные листы для каждой группы, листы и фломастеры для каждой группы (для схематизации), аудиозапись К.И. Чуковский «Путаница».

Ход урока.

  1. Орг. момент (2 минуты).

- Чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Читать).

- А разве вы не умеете читать? (Умеем, но нужно научиться читать ещё лучше).

- А что мы с вами делаем, чтобы научиться читать ещё лучше? (Много читаем, оцениваем своё чтение, чтобы знать, что получилось, а над чем ещё надо работать).

- Вы одни читаете? (Нет, мы читаем в группах, потому что другие могут лучше оценить наше чтение, и так веселее).

 

- Хорошо, сейчас мы снова поработаем в группах, чтобы вы показали своим товарищам, как вы читаете, а они могли оценить ваше мастерство.

  1. Чтение изученного текста в группах (10 минут).

  1. Установка на работу в группах.

Учитель раздаёт каждому ребёнку его оценочный лист и каждой группе тоже её оценочный лист. Напоминает критерии оценки чтения.

  1. Работа в группах.

  1. Рефлексия работы в группах.

Учитель оценивает работу каждой группы по критериям:

        - смогли договориться,

        - все работали,

        - выполнили всё задание (объём выполненной работы).

Дети совместно с учителем заполняют рефлексивные таблицы работы своей группы.

  1. Изучение нового материала.

  1. Прослушивание аудиозаписи сказки К.И. Чуковского «Путаница». (3 мин.)

  1. Беседа по прослушанной сказке: (2 мин.)

- Вам понравилось произведение К.И. Чуковского? Чем?

- Как вы считаете, то, что вы слышали, могло случиться на самом деле?  Почему вы так считаете?

- Такие литературные произведения, в которых описывается то, чего на самом деле быть не может, называются небылицы. Слово записывается на доске.

- Как вы думаете, почему эти литературные произведения назвали именно так? (Потому что того, о чём в них говорится, не было на самом деле).

- Вы совершенно правы, такие небылицы придумывали и другие поэты. Сейчас мы познакомимся с небылицей, которую написал известный и хорошо вам знакомый детский поэт С.Я. Маршак.

  1. Знакомство с текстом небылицы С.Я. Маршака «Я видел».

Чтение текста небылицы учителем.

  1. Работа над текстом небылицы. (8 мин.)

Работа в группах. Схематизация. (5 мин.)

 

-  Да, в этом произведении много того, чего на свете быть не может. Чтобы было легче вспомнить всё то, о чём написал Самуил Яковлевич, я попрошу вас прочитать текст и сделать маленькие рисунки для каждой строчки. Затем посмотрим, что получится у каждой группы.

Представление группами своих рисунков. Обсуждение. (3 мин.)

        Во время сопоставления рисунков групп особое внимание уделялось тому, что рисунки должны быть простыми. Т.Е. если разговор идёт о кошке, то не обязательно рисовать саму кошку, а достаточно нарисовать усы или любой другой значок, который потом сможет нам напомнить о кошке. Таким образом, подвожу постепенно детей к элементарным правилам схематизации.  

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

Заполнение индивидуальных рефлексивных табличек детьми.

        Работа в группах на уроках чтения стала для детей теперь настолько привычной, что они уже без напоминания учителя перед началом урока рассаживаются в группы и со звонком начинают работать. Т.е. уже сами организовываются на работу. А что ещё нужно для учителя?

        Кроме этого, данная форма работы является для моих первоклассников  подготовительной для вхождения в систему ИОСО на следующий учебный год, тем более, что эта система на уроках чтения будет осуществляться по рейтинговой системе оценивания.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Оценочный лист

учени___ 1 класса ___________________________________

Критерии оценки

1

Способ чтения

2

Правильность

3

Выразительность

всего

проверил

Самооценка.

Критерии самооценки

1

Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников.

2

Принимаю участие в работе моей группы.

3

Принимаю участие в работе всего класса.

4

Схематизирую.

5

Оцениваю одноклассников.

6

Оцениваю себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе.

Описан материал по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе....

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"

В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

Особенности организации групповой работы на уроке во 2 классе в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по ФГОС НОО.

В условиях работы по новым ФГОС начального образования урок должен стать местом для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Групповая работа является  обязательным ...

Организация групповой работы на уроках английского языка (из опыта работы)

Семинар-практикум "Современный урок: новые образовательные форматы и и технологии....