Главные вкладки

    Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе.
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

    Описан материал по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avgustkonf.docx29.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

     «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

    В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценке и технологиям. На сегодняшний день , учитель – фасилитатор, проводник и наблюдатель  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний. Как помочь ученикам развить универсальные учебные действия, необходимые для того чтобы стать успешным в 21 веке?  Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной , но в условиях введения ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования ответственность существенно возрастает.  Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС  являются:

    Условия развития УУД

    Необходимо исключить

    Нужно стремиться

    Цель обучения

    Передача готовых знаний

    Развитие умений по

    применению знаний

    Содержание

    Объяснить все так, чтобы

    ученик запомнил и пересказал

    знания

    Учитель – режиссер.

    Ученик сам открывает

    знания через содержание

    УМК.

    Методика

    Репродуктивные вопросы –

    повторение и запоминание

    чужих мыслей.

    Продуктивные задания.

    Применение знаний в

    новых условиях. Перенос

    знаний.

    Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа».  Предмет «Окружающий мир», по УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работала прошлый учебный год,  имеет свою специфику, которая выражается в интегрированном характере. Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать(УУД) универсальные учебные действия младших школьников.

    В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

    личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

    Как я организовывала  универсальные учебные действия школьников на уроках?

    Какие возможности для этого дает учебный комплект?

    Уже на первом уроке дети знакомятся с героями учебника Машей и Мишей, которые тоже хотят  учиться, узнавать новое, делать открытия, отвечать на трудные вопросы и обращаются за помощью к первоклассникам. Таким образом, на уроках организуется совместная деятельность учеников и героев учебника, в результате которой формируются нравственные качества: отзывчивость, доброта – желание помочь. Я,  обращала  внимание школьников на условные обозначения учебника, С.З.; знакомила  с каждым из них, просила  отыскать на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.  Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков  в процессе групповых взаимодействий.  Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.  Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать в вдвоём или в группе над выполнением задания. Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары могут создаваться несколькими способами:

    - Выбор делают сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;

    -Случайный выбор;

    - Решение принимает сам учитель.

    Конечно, учитель должен  постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. И, кроме того это мешает их возможности развивать навыки решения проблем, возникающих в совместной деятельности. Когда один из учеников делает всю работу сам или диктует другому что и как делать, их совместная деятельность не может оцениваться как эффективное сотрудничество.

    Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами.

    1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой.

    2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником.

    3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении.

    4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам

    Группы.

    5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения,

    которые высказывает партнер или другие члены группы.

    Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    Правила сотрудничества

    1. Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали вработе и чувствовали себя уверенно.
    2. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
    3. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
    4. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать  это лучше.
    5. Мы помогаем друг другу в работе.
    6. Мы не  смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.

    Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) . При изучении темы «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств», проводились  опыты с различными предметами для выявления органов чувств и их роли в жизни человека, . Работа строилась  не в одиночку, а в парах, как Маша и Миша. В результате  дети учились умению работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договаривались, учились слушать товарища и высказывали свое мнение.

    Приложение № 1.

    Алгоритм работы в парах (словарная работа)

    •        Работаю с соседом по очереди.

    •        Проговариваю слово чётко по слогам.

    •        Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).

    •        Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).

    •        Запишу слово в тетрадь.

    •        Сверяю свою работу с образцом.

    •        Оцениваю свою работу.

    Приложение № 2.

    Алгоритм работы в парах

    •        Работаю с соседом.

    •        Распределяем задание.

    •        Проговариваю задание.

    •        Объясняю .

    •        Аргументирую свой выбор.

    •        Выслушиваю оценку соседа.

    •        Записываю вывод в тетрадь.

    •        Оцениваю сам.

    •        Оценивает сосед.

    Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился  в форме пресс – конференции. (учитель предварительно разрезал открытки на фрагменты, выбирая свой фрагмент, ученики искали свою группу)

    - У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
     Вопросы журналистов:
     - Как тебя зовут?
     - Где ты живешь?
     - Чем ты питаешься? и т.д.
     
    При этом очень важно, чтобы на уроках  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

    С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?)

    Смысловые акценты

    УУД

    Курс «Окружающий мир»

    личностные

    нравственно- этическая ориентация

    регулятивные

    целеполагание, планирование, прогнозирование,

    контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация

    действий

    познавательные

    обще- учебные

    широкий спектр источников информации

    познавательные

    логические

    анализ, синтез, сравнение, группировка,

    причинно- следственные связи, логические

    рассуждения, доказательства, практические

    действия

    коммуникативные

    использование средств языка и речи для

    получения и передачи информации, участие в

    продуктивном диалоге; самовыражение;

    монологические высказывания разного типа.

     Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка  и рефлексия.

    Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

    К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

    Оценка по уровням:

    Сомневаюсь   Умею  Могу научиться.

    Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

    - Чему научился?

    - За что себя можешь похвалить?

    - Над чем еще надо поработать?

    - Какие задания тебе понравились?

    - Какие задания оказались трудными?

    Оценивают себя по алгоритму:

    1.Какое было задание?

    2.Удалось выполнить?

    3.Верно или не совсем?

    4.Сам или с помощью?

    красный-без ошибок,    аккуратно самостоятельно.

    жёлтый-допустил ошибку, или с помощью работал.

    зелёный-ошибался, работал с помощью, выполнил неряшливо.

    На уроках, я использую  условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально.  Или в  конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает неаккуратной.

    Можно использовать «волшебные линеечки», «светофор», «незаконченное предложение», «плюс, минус», «изображение 3х лиц», и.т.д.

    - Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

    - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

    В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса.  Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

    Литература

    1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в

    начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя,

    М. «Просвещение», 2010.

    2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы

    образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 2011

    3. О.Н. Фетодова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1

    кл. Методическое пособие. М.Академкнига/учебник, 2011.

    4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов учебный комплект:

    учебник «Окружающий мир» 1 кл., хрестоматия «Окружающий мир» 1

    кл., Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 кл.,

    М.Академкнига/учебник, 2011.

    Томская область Александровский район с. Алексадровское

    МБОУ СОШ №1

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

    Учитель начальных классов

                                                                                                                                 Гагина Ольга Борисовна

    2013год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация групповой работы на уроках чтения в 1 классе.

    В статье раскрывается методика организации групповой работы в 1 классе с помощью оценочных листов по чтению....

    Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

    Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

    Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу на уроках окружающего мира.

      Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе.  Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совмес...

    Формирование УУД в групповой работе на уроках окружающего мира

    В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При орган...

    Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"

    В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

    «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

    laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...


     

    Комментарии

    Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

    Описан опыт работы по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе, на примере УМК "Перспективная начальная школа"