Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)
статья (1 класс) на тему

Блинова Юлия Александровна

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности.

(из опыта работы)

Блинова Юлия Александровна Кемеровская обл. г. Новокузнецк Муниципальное казенное образовательное учреждение « Начальная школа - детский сад № 235» воспитатель 

 Аннотация: статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности. Автором рассмотрены понятия внеурочная деятельность и современные технологии в образовательном процессе учреждения, показана значимость педагогических технологий в улучшении качества подготовки учащихся. Ключевые слова: педагогические технологии, внеурочная деятельность, образовательный процесс.

Современный этап развития образования находятся в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты (ФГОС). Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом». При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность. Для обеспечения такого единения (слияния) введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. При подготовке к внедрению ФГОС в практику нашей школы были разработаны педагогами программы, реализующие направления внеурочной деятельности. Как правило, первокласснику сложно сделать выбор в пользу какого-то направления, для него понятны только танцы и занятия в физкультурном зале. Следует при организации внеурочной деятельности младших школьников учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Поэтому в разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. Эта модель имеет еще один плюс. Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере. Сегодня одним из актуальных направлений в развитии образования является внедрение не только в образовательный процесс, но и во внеурочную деятельность современных педагогических технологий. В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

«Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.

Из приведенных выше характеристик можно выделить наиболее существенные признаки и характеристики педагогических технологий: 1) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положена определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция авторов или авторского коллектива; 2) технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами; 3) технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, и использования технических, в том числе компьютерных средств обучения; 4) любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда; 5) педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися; 6) технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса.

Непосредственно проблема педагогических технологий обучения раскрывалась в работах Е.Р. Аргунова, А.В. Беспалько, В.П. Беспалько, И.В. Борисовой, А.С. Вербицкого, А.М. Воронина, В.В. Гузеева, А.Е. Денисова, О.В. Долженко, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, Г.В. Латышева, Т.А. Машаровой, Е.И. Машбица, Г.И. Михайлевской, В.Ю. Питюкова, В.В. Серикова, В.Д. Симоненко, И.Ф. Талызиной, А.И. Уман, О.К. Филатова, А.И. Яковлева, Ф. Янушкевича.

В технологическом подходе в образовательном процессе выделяют: постановку целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов; профилирование содержания; постановку материалов и организация всего хода учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными целя; оценку текущих результатов; коррекцию компонентов учебного процесса, направленную на заключительную оценку результатов и новое целеполагание.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. Наше образовательное учреждение строит внеурочную деятельность по оптимизационной модели, т.е. задействует все внутренние ресурсы. А какие же современные образовательные технологии в её реализации использует педагогический коллектив? Самыми популярными среди педагогов являются:1)игровые технологии; 2)проблемное обучение; 3)элементы исследовательской деятельности; 4)проектная деятельность; 5)компьютерные (новые информационные) технологии.

В каждой начальной школе ведущими в организации, как в урочной, так и внеурочной деятельности являются игровые технологии, цель которых стимулировать рост познавательной активности, формировать положительные эмоции через различные формы организации. В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность. В качестве игровых технологий в нашей школе педагогами разрабатываются рабочие тетради в качестве закрепляющего материала, в нее включены разные игровые задания, которые ребенок выполняет вовремя проведения внеурочной деятельности с большим интересом. Поток информации в обществе увеличивается, и правильно интерпретировать ее помогает технология проблемного обучения, одна из сложных технологий во внеурочной деятельности.Цель технологии проблемного обучения: создать в сознании детей проблемные ситуации и активизировать деятельность по самостоятельному поиску их решений. В своей книги Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности: 1) постановка проблемы; 2) поиск решения; 3) выражение решения; 4) реализация продукта. Для учащихся начального звена трудно самостоятельно разобрать все выше перечисленные этапы творческой деятельности, поэтому в нашей школе педагоги сначала вводят элемент проблемного обучения в урочную систему обучения, а затем выводят во внеурочную деятельность как отдельный вид педагогической технологии. Проектная деятельность в начальной школе это творческая деятельность учеников под руководством учителя или родителей, направленная на развитие познавательных способностей. Педагогами проводятся такие малые проекты как «Моя семья», «Мой класс и моя школа», « Мои домашние питомцы» и т.д. Выполнение проектов дает возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта. Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, ознакомить с научной картиной мира. Этот вид внеурочной деятельности наиболее тяжелый, поэтому элемент исследовательской деятельность больше включают в урочную систему по предмету «Окружающий мир». Исследуя, ученик задаёт себе вопрос и ищет на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делает выводы и фиксируем результаты. Любой исследовательский проект должен быть защищен. И важно, чтобы ребенок получил положительный отклик на свою работу. Проблема только в том, что, в проектной деятельности и в исследовательской деятельности родители проявляют слишком большое усердие, и вместо детской работы мы видим работу взрослого человека. Поэтому необходимо учителю сразу оговорить долю участия родителей в исследовании. Интернет и Интернет-технологии. Современные информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, являют собой новые способы получения знаний, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения современного школьникаКак результат совместного применения ИКТ-технологий  в нашей школе увеличилось количество участников Интернет-конкурсов, во время подготовки к проектной деятельности или исследовательской ученики стараются найти интересную или новую информацию, разрабатывают совместно с родителями или педагогами мини презентации, что способствует развитию творческой личности не только ученика, но и учителя. Конечно, это помогает реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Все их полученные за участие дипломы, грамоты, сертификаты помещаются в портфолио. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.

Литература: - Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования.. — СПб: ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2003. - Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка. — Журнал "Школьные технологии", 1998. — Т. 6. — 192 с. - Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с. - Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.

- Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся-Управление начальной школы.-2011.-№3.С.4-22 -Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности - Управление начальной школой.-2011.-№12.-С.5-12 -Интернет-ресурсы.