Новые приемы, способы, методы организации и реализации занятий для детей с ОВЗ. Опыт наставничества.
статья (1 класс) на тему

Блинова Юлия Александровна

Статья посвящена новым приемам, способам, методам и реализация занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые приемы, способы, методы организации и реализации занятий для детей с ОВЗ. Опыт наставничества» (из опыта работы).

Блинова Юлия Александровна Кемеровская обл. г. Новокузнецк Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Начальная школа - детский сад № 235» воспитатель 

 Аннотация: статья посвящена новым приемам, способам, методам и реализация занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором рассмотрены понятия  прием, метод в образовательном процессе учреждения, показана их значимость педагогической деятельности для улучшения качества воспитательной и учебной деятельности учащихся. 

Ключевые слова: ситуация успеха, вид деятельности, стол с песком Dusyma.

          Работая в начальной школе для детей  с ОВЗ мой  педагогический опыт и анализ педагогической литературы, показывает, что у школьников с ТНР отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии  учащихся мыслительной деятельности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, на низком уровне развитие абстрактного мышления. Обучающие не контролируют свою эмоционально волевую сферу, отсутствует умения общаться с одноклассниками. Таким образом, учебная деятельность и воспитательный процесс школьников с ОВЗ приводит к не успешности в учебной деятельности и социализации. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания уделяется методам способам и приемам работы организации и реализации занятий.

  Еще Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если  ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого. Так на каждом занятии осуществляется ситуация  успеха за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Упражнения и задания, предлагаемые учащимся с ОВЗ, важно выстраивать в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Педагогу   важно соблюдать такой способ как смену видов деятельности, так как учащиеся с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. Занятия  с учащимися с тяжелыми нарушениями речи должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики. Активные методы обучения и воспитания это игровые методы, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Так младшие школьники с ОВЗ на занятиях в игровой форме демонстрируют наибольшую заинтересованность, направленность, организованность. В целях формирования умения принимать правила, нормы и формы общения используются игры с правилами, которые готовят и обучают учащихся успешной коммуникации, что необходимо при работе в малых группах по решению учебных и познавательных задач. Формирование и закрепление навыков продуктивного общения приводит к выработке у учащихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении способностей к успешной совместной деятельности.

Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.

Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:

  • в пропедевтический период обучения грамоте;
  • в добукварный период обучения грамоте;
  • в букварный период.

Пропедевтический период обучения грамоте.

На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:

  • тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);
  • зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);
  • игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);
  • игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)
  • графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);
  • бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);
  • Добукварный период обучения грамоте:
  • рисование стрелок и линий разной направленности;
  • рисование чередующихся линий;
  • рисование пересекающихся линий;
  • рисование орнамента-заборчика из элементов букв.
  • Букварный период обучения грамоте:
  • выкладывание букв;
  • письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);
  • узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);
  • написание буквы с помощью зеркала;
  • письмо слогов, слов, коротких предложений.

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.

Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение. Деятельность педагога при работе с учащимися обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.

Литература:

1.Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.

2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf                                                                                   

3.Т. Б. Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 https://goo.gl/Gw34pe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

Технология проведения мастер-класса для студентов педагогического колледжа «Приемы и методы организации детского коллектива»

Материалы мастер-класса можно использовать для обучения студентов-практикантов и молодых педагогов основам коллективной деятельности. Цель: Познакомить коллег с одной из форм работы со студентами-прак...