статья "Структура урока изучения нового материала с использованием системно-деятельностного подхода"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шеховцова Елена Алексеевна

Структура урока изучения новых знаний с использованием системно-деятельностного подхода

В основе ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода. Она не является новой.

Еще в древности китайский мыслитель и философ Конфуций  заметил: «Скажи мне -и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».  Именно так мы и пытаемся строить современный урок, используя технологию системно-деятельностного подхода. Сегодня мы поделимся своим педагогическим опытом. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._docx.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока изучения новых знаний с использованием системно-деятельностного подхода

В основе ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода. Она не является новой.

Еще в древности китайский мыслитель и философ Конфуций  заметил: «Скажи мне -и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».  Именно так мы и пытаемся строить современный урок, используя технологию системно-деятельностного подхода. Сегодня мы поделимся своим педагогическим опытом. Наше  выступление мы будем сопровождать видеофрагментами с уроков.

.

Первый этап урока  - Эмоциональный настрой и мотивация к учебной деятельности.

Чтобы настроить детей на работу, учитель может использовать различные приемы:

-  высказывает добрые пожелания;

- предлагает детям пожелать друг другу удачи или просто улыбнуться;

- начинает урок с девиза или  эпиграфа

Предлагаем вашему вниманию фрагмент начала урока

Второй этап урока – актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Этот этап необходим для плавного перехода к знакомству с новым знанием.Учитель организуетподготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия:

1.актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2.тренировку соответствующих мыслительных операций.


В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

.

Третий этап урока- выявление места и причины затруднения.

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

  1. Организовывается востановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение.
  2. Выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

Четвертый этап – построение проекта выхода из затруднения.

Учитель организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели.

Пятый этап – реализация построенного плана.

Учитель организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта. Уточняет характер нового знании

Шестой этап – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  

Учитель организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)Работая в группе или в паре, дети чувствуют себя спокойно и комфортно, не испытывают необходимости списать у соседа и всегда могут рассчитывать на помощь своего товарища и учителя.Положительным моментом такой работы является, несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

.

Седьмой этап – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

Восьмой этап – включение в систему знаний и повторение.

Учитель  предлагает  задания, в которых новые знание используется вместе с изученными ранее.

Девятый этап  - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учитель организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешенных затруднений на уроке, обсуждение и запись домашнего задания.

Для подведения итога урока учитель может использовать:

Эмоциональную оценку настроения

Выбор готовых ответов

Подбор вопросов, который помогает проанализировать работу на уроке

Договаривание предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе "Деление с остатком"

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе. Тема урока: «Деление с остатком». Структура урока:«открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для самосто...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

ОбычаПрезентация педагогического опыта.                -Великий сиракузский гений...

Использование системно- деятельностного подхода на уроках.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....