Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья (3 класс) на тему

Марина Мягкова

В статье представлен практический опыт учителя в организации и ведении проектной деятельности в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkova_m._s._proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мягкова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

 МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска

Калининградской области.

Проектная деятельность  в начальной школе.

Технология социального проекта получила большое распространение в современной школе.  Нашла она свое место и в работе с младшими школьниками. Проектная работа – это реальная воспитательная работа в школе. Осуществляя социальный проект, мы получаем возможность развить у своих учеников навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе выполнения заданий, проведения индивидуальной практической работы,  подготовки сообщений, разного вида творческих работ. Проектная работа позволяет формировать умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе сбора информации. Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку, значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус в школе, открыть свои новые возможности.

В данной статье я хочу рассказать о своем практическом опыте работы с младшими школьниками. Один из первых социальных проектов я провожу, когда дети уже умеют писать, заполнять несложную таблицу, вести подсчет собранной информации. Этот проект посвящен своему классу. Мы «изучаем» друг друга и создаем о себе красочную презентацию (конечно, с помощью учителя). Такой проект можно назвать «Знакомьтесь – 2 «А»!» или «Мы веселые ребята…» и т. п. Суть работы в том, что ставится перед детьми цель узнать лучше друг друга, определяем, для чего нам это нужно. Ну, конечно же, чтобы подружится! Определяем, что нужно знать о близком человеке. Оказывается – день рождения (время года, зодиак), увлечения, чем друг хочет заниматься, каких домашних животных имеет, а каких хотел бы завести, да пока не получается, какой вод спорта интересен и, в конце концов, кем станет, когда вырастет. После этого распределяемся на группы и каждой группе поручаем опрос одноклассников по какому-то одному вопросу. Для этого раздаю группам листы с таблицей – фамилия и имя ребенка и его ответ. После сбора информации начинается ее обработка: объединяем в группы именинников (по времени года, можно и по зодиаку), объединяем детей в группы по увлечениям и желаниям, по будущим профессиям и т. п. На этом этапе предоставляю возможность работать с электронной презентацией. Группа «фотографов» делает снимки всех одноклассников. Фото помещаются в презентацию. На заключительном этапе подготавливается выступление с показом презентации. Такая презентация, как правило, получается очень интересной, каждый ребенок видит в ней себя, но в то же время и других детей в своем коллективе. Ребенок чувствует свою значимость для других людей и проявляет свой интерес к другим детям. Очень полезна эта презентация для родителей – они не всегда знают, о чем мечтает их ребенок. И, конечно же, ребенок на простых примерах получает свой первый опыт по сбору информации, ее обработке, анализу, классификации и систематизации.

Очень интересными для детей бывают проекты, которые включают какую-то конкретную практическую работу. Например, заслуживает внимания исследовательский проект «Изготовление бумаги в домашних условиях». На первом этапе работы нужно заинтересовать детей темой. Для этого обращаем внимание на то, что бумага заняла важное место в нашей жизни: мозговой штурм – где? Вспоминаем все – и книги, тетради, упаковка, украшения, творчество, изготовление денег и т. п. Проводим простейшие опыты, устанавливающие свойства бумаги: прочность, прозрачность, намокаемость, сминаемость и т. п. Можно провести опыт по укреплению бумаги. На следующем этапе дети получают задание узнать, где, когда, как появилась бумага. А затем – как она производится в современном мире. Важный момент – вырубка лесов и загрязнение окружающей среды. И вот здесь нужно детей подвести к пониманию того, что при производстве бумаги необязательно вырубать леса – ее можно производить из макулатуры. Детям предлагается дома сделать бумагу из старых газет. Это и есть та самая практическая работа. Каждый этап домашнего «производства» бумаги фотографируется, а полученный продукт приносится в класс. На основе полученных данных составляется презентация, готовится выступление. Со своей презентацией и полученными листами бумаги выступаем в других классах. Такое выступление вызывает неподдельный интерес у других учащихся. Некоторые учащиеся других классов после нашей презентации проводили подобные практические работы и приносили нам в класс свою полученную бумагу. Несомненно, что воспитательная эффективность этого среднесрочного проекта (3-4 недели) очень высока: это и полученные знания, это и умение самостоятельно по  плану проводить практическую работу, это и опыт представления результатов своей работы, а также, что не маловажно, осознание одной их экологических проблем современного мира.

Могу предложить коллегам идею проекта «Двигатель на сжатом воздухе». Практической работой в этом проекте служат опыты с воздушными шариками. Вначале смотрим на хаотическое движение надутого и отпущенного шарика, устанавливаем тип движения (реактивный) и ставим вопрос, можно ли задать шарику движение в нужном направлении. Мозговой штурм. Ставим опыты: движение надутого и отпущенного шарика по шнуру (предварительно закрепляем шарик на шнуре скотчем). В конце проекта делаем машинки из коробок из-под сока, в которых устанавливаем шарик. Надувая его, отпускаем – машинка едет. Хочу предупредить, что для выступления с этим проектом лучше заранее провести видеосъемку и вставить ее в презентацию, т. к. при «живом» показе могут происходить сбои.

Интересный проект, объединяющий филологию и математику, это « Математика в русских народных поговорках».  После целеполагания, дети подбирали пословицы и поговорки с числами, объясняли их прямой и переносный смысл, затем делали рисунок к выбранной поговорке. Из рисунков была составлена презентация в игровой форме: учащимся предлагается по рисунку отгадать пословицу или поговорку, а автор рисунка объясняет ее смысл.

В настоящий момент мы в классе задумали очень сложный проект – создание игры «Сто к одному». На первом заседании просмотрели одну из передач, установили принципы игры, подобрали девять вопросов. На следующем этапе планируется провести опрос ста человек (учащихся школы), обработка полученных результатов, рисование табличек с ответами, подготовка ведущих игры и на заключительном этапе – проведение игры между командами. О результатах проекта сообщу в следующей статье.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации проекта воспитание осуществляется постоянно, действенно и не на словах, не на картинках, а настоящими серьезными делами, в которых ребята сами участвуют,  самостоятельно преодолевают трудности, получают осязаемые общественно значимые результаты,  познают различные стороны жизни, проверяют и развивают на практике свои способности, личные качества, формируют характер и нравственные качества, отрабатывают навыки эффективного сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...