Обобщение опыта
материал по теме

Сережкина Надежда Алексеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности ФГОС основного общего образования. Проблемы и перспективы внедрения»

Подготовила

Сережкина Н.А., МБОУ СШ №6

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. В 2011году начался повсеместный переход начальной школы на новые стандарты образования. На ступени основного общего образования обязательным будет обучение по ФГОС с 2015-2016 учебного года. Безусловно, в ОУ должны быть созданы определенные условия, способствующие эффективному переходу на новые образовательные стандарты.

Организации работы школы в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе и посвящен наш сегодняшний педсовет

Итак, зачем нужен новый образовательный стандарт?

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.

Когда- то предметом нашей гордости  были достижения в области космонавтики и качество нашего образования.  Советское образование было одним из лучших в мире. Статус первооткрывателей космоса достался нам пожизненно, а уровень качества нынешнего образования оставляет желать лучшего.

Со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

Причинами изменения парадигмы образования служат,

 во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания (количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, требуется умение отбирать главное в море информации.)

 во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Я предлагаю вашему вниманию результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA(ПИЗА).

В исследовании принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития (ОЭСР).

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

  • грамотность чтения,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность.

Сравнительный анализ образовательных систем PISA направлен не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Во многих странах за результатами этого исследования следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде.

Согласно итогам исследования PISA 2000—2012 лучшее среднее образование  в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии,

в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды

Результаты PISA – главный индикатор качества образования любой страны.

Так, в 2000 году Россия была на 27 месте, 2003 – на 32-м, в 2006 – на 37-м,  а в 2009-м оказалась на 41-м. В 2012 году средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 482 балла, это 31-39 место; по читательской грамотности Россия занимает  38-42 место; по естественнонаучной грамотности 34-38м. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем направлениям функциональной грамотности.

Проведенный анализ системы школьного образования этих стран позволяет выявить основные причины, обеспечивающие успех.

Во-первых, образованию отдается постоянный приоритет в государственной политике, поскольку просвещенность нации является залогом динамичного развития общества.

Во-вторых, огромную роль в построении эффективной системы образования играет воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности.

В-третьих, успешность системы школьного образования обеспечена высоким социальным статусом учителя и жесткими требованиями к профессиональной деятельности педагога.

В частности, разработаны строгая система отбора абитуриентов в педагогические вузы и отбора кандидатов на должность учителя при найме на работу, эффективные и разнообразные системы повышения квалификации учителей, оценка и повышение качества педагогической деятельности, система государственной поддержки и стимулирования труда учителей.

«Учитель - национальное достояние», «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», - гласит народная мудрость восточных стран. И она воплощена в жизнь. В Японии, например, почетнее носить звание «сэнсэй», чем профессор. Он должен хорошо знать свой предмет, быть хорошим методистом и психологом, должен уметь играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, хорошо танцевать, владеть искусством физкультуры и, главное, должен быть для детей примером для подражания. Только такой учитель может быть прекрасным воспитателем и дать детям хорошее знание. В Южной Корее в педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов из числа 5 процентов, а в Финляндии - из числа 10 процентов.

Опыт российской основной школы свидетельствует, что без целенаправленной систематической работы вряд ли в ближайшее время наступят значительные положительные перемены в подготовке выпускников российской школы.

Российской системе образования необходимо было предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, переподготовке учителей, мониторингу способности применять полученные в процессе изучения знания и умения в ситуациях, выходящих за пределы учебных. Поэтому введен ФГОС, главная цель которого  заключается в повышении качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства) (3 слайда)

Нормативная база введения ФГОС ООО обеспечивается следующими документами, в том числе:

  • Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  • Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Что такое ФГОС? Это совокупность трех «Т»: требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП

Итак, особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие – обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо во вне, либо в самой системе образования.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.

Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Таким образом, переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предполагает качественно новую модель образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

1.Стандарты первого поколения были призваны формировать, давать знания

Стандарты второго поколения: развивать умения

2.Изменились методы обучения (с объяснительного на деятельностный) и оценка результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Наблюдается вектор смещения акцентов нового стандарта. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Что такое УУД?

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

 Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

3. Основная педагогическая задача при этом  – создание и организация условий, инициирующих детское действие.  Как учить? – происходит обновление средств обучения

Ради чего учить? – определяются ценности образования

Чему учить? – это обновление содержания.

Слова К.Д. Ушинского «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» современного типа, в основе которого заложен принцип системно -деятельностного подхода. - отражают суть современного урока

Т.о, меняется позиция учителя и родителя.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. А ученик становится живым участником образовательного процесса, деятелем.....

Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст и почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных  ответов. А задания и тексты даны с избытком- для выбора.

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио)

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель– это навигатор, тьютор, помощник.

Поэтому, важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО

является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.

Следовательно, основополагающие принципы проектирования современного урока

1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:

- изучения(объяснения) нового материала

- закрепления знаний и формирования умений и навыков

- повторительно-обобщающего характера и др., то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

- «открытия» нового знания

-рефлексии

- общеметодологической направленности

- развивающего контроля.

Новый стандарт–революция или эволюция?

ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий

ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами

Однако, как и любому новшеству, имеются  определенные риски реализации ФГОС ООО. К ним  можно отнести возможное негативное отношение педагогов  к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, отсутствие у  педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.

Чтобы устранить риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса.

Проблемы и перспективы внедренияФГОС:

  • неготовность профессионального сообщества к принятию стандарта.
  • подготовка и повышение квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий.
  • есть опасность формального подхода к созданию основной образовательной программы,
  • пройдет некоторое время, прежде чем учителя основной школы смогут постоянно использовать в своей деятельности образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов и др.

Итак, введение  ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО свидетельствует о  необходимости  серьезного совершенствования образовательного процесса. Для обеспечения введения Стандарта необходимо осуществить ряд мероприятий в школе, а именно: создать соответствующие нормативно-правовые, финансово-экономические, организационные, кадровые, информационные и материально-технические условия, которые должны быть отражены в образовательной программе ООО.  

В преддверии освоения ФГОС на ступени основной школы давайте оглянемся назад и возьмем в новую школу всё самое лучшее, что нами наработано; давайте посмотрим на себя позитивно и поверим, что мы преодолеем всё и достигнем новых высот в обучении и воспитании наших юных граждан; давайте смело заглянем в будущее, ибо «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое».

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО»

Подготовила:

Сережкина Н.А.

В жизнь системы образования страны прочно вошел ФГОС (слайд).

Школа сегодня стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС, базовым положением которых  служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов универсальных действий.

Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В такой ситуации встает вопрос - в чем должна заключаться роль школы? Интеграция, обобщение, осмысливание новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Таким образом, на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Поэтому  одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться.

Вместе с тем, по результатам мониторинга реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО отмечено, что 42% респондентов испытывают затруднения в оценивании универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных; у 32%  на уроке доминирует деятельность педагога над деятельностью учащихся; у 35% сохраняется ЗУНовская ориентация обучения.

Результаты проведенного опроса  учителей, анализа посещенных уроков, классной документации показали, что большинство педагогов не придают существенного значения формированию умений и навыков учебной деятельности; у них отсутствует ясное понимание того, какие учебные действия относятся к универсальным и какую работу необходимо проводить по их формированию. Именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным.

      Очевидно, что достижение позитивных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, а также ученического и родительского коллективов.

Сформированность УУД — это результат усилий всего педагогического коллектива.  

В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий обучающихся школы.

Наша цель: выработать единые подходы к управлению процессом формирования УУД

К задачам педагогического совета относится уточнение сущности процесса формирования УУД у учеников на уровнях начальной и основной школы, как подход к новому качеству образования;

Итак, что такое УУД?

В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельного усвоения новых знаний, формирования умений включая организацию этого процесса.
Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования

Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Управление формированием УУД средствами учебного предмета.

Обучение может быть организовано так, что целенаправленно поведёт за собой развитие.

Методологической основой формирования УУД являлется системно-деятельностный подход, который должен менять как деятельность учителя, так и ученика на уроке. Каждый урок должен содержать в себе задания, направленные на формирование УУД.

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
-
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
-
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
-
формирование у школьников умения контролировать свои действия;
-
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для построения урока в рамках ФГОС  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:  

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7.  Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  1. Мотивацию к учебной деятельности;
  2. Актуализацию знаний;
  3. Проблемное объяснение нового знания;
  4. Первичное закрепление во внешней речи;
  5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  7. Рефлексия.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

Проанализируем деятельность обучающихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются (памятки на столах):

Этапы урока

Организация урока на основе деятельностного подхода

УУД

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные

Личностные

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Чтобы на уроке действительно формировались УУД,  особое внимание необходимо уделить планированию урока. Часто оно начинается с определения темы урока, цель урока, которая должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке Учебные цели, это не название темы урока: это четкое и ясное описание учебных целей учеников. И конечно подбора методов обучения.

           Следующая точка формирования УУД – правильная организация учебной деятельности. Учебная деятельность - это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей. Дети такой культурой не владеют. Требуется прививать ее ученикам. Значит первая главная задача любого  обучения - научить детей учиться. Во всякой деятельности человек меняет, преобразует какой-то предмет, чтобы получить результат. Например, он преобразует условия задачи, чтобы получить ответ. Или преобразует, меняет форму слова, чтобы определить букву в орфограмме. Это все - предметные действия. А вот учебная деятельность особая - в ней человек преобразует самого себя. Делает себя из «я - не умею» в « я - умею», из «я - не знаю» в «я - знаю». Этим учебная деятельность в корне отличается от учебной работы, когда ученик выполняет множество заданий, но при этом не тренируется осознанно в каком-либо способе. А в учебной деятельности ученик нацелен именно на способы - перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им, натренировать его - вот специфически учебная задача.

             Таким образом, с первого дня ребенка в школе необходимо учить мыслить, Кроме этого, необходима целенаправленная работа по формированию у детей - способности моделирования, овладение понятиями, когда для ребёнка это не просто термин или определение - это знаковая модель, на основе которой можно построить различные способы действия на уроке.

        УУД формируются и через особенности организации урока

-через  создание учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют и преобразуют его. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности, что позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть “компетентным” в различных сферах культуры.

Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. На уроках формируются такие универсальные учебные действия, как познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

С этой целью ученикам предлагают ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены.

Коммуникативные действия формируются в парной и групповой  работе, которые обеспечивают сотрудничество учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия –   действия контроля, используются приемы самопроверки и взаимопроверки. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляют алгоритм действий.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

При проведении планомерной работы на уроках формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.

Итак, как развивать УУД на уроках?  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать технологичные формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.

В практике  своей деятельности учителя сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке. Это и проектная, исследовательская деятельность, театрализация, рефлексия, портфолио.

Основная задача педагога при формировании  УУД – создание методических условий (технологии, методики, приемы, различные виды заданий), необходимых для развития у учащихся учебной самостоятельности.

Технологии развития универсальных учебных действий

Педагогические технологии

Приоритетные виды формируемых УУД

Учебные предметы

(предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий

Технология проектного обучения.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

  • Технология
  • Иностранный (английский) язык
  • Естественно-научные предметы
  • Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Технология проблемного изложения учебного материала.

Познавательные УУД.

  • Математика и информатика
  • Естественно-научные предметы
  • Филология
  • ОБЖ

Технология исследовательской деятельности.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

  • Естественно-научные предметы
  • Филология
  • Математика и информатика

Коммуникативно-диалоговые технологии.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Филология
  • Искусство
  • Математика
  • Естественно-научные предметы

Технология развития критического мышления.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

  • Естественно-научные предметы
  • Филология
  • Математика и информатика

Технология модульного обучения.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Химия
  • Общественно-научные предметы

Кейс – технология.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

  • Общественно-научные предметы

Технология учебной игры.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

  • Физическая культура

Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению основной задачи школы «Учить ученика учиться в общении»

Главное условие в формировании УУД в том, что линия взросления должна специально задаваться, и, в первую очередь, задаваться организацией форм деятельности учащихся: от коллективно-распределённой к групповой и индивидуальной. Соответственно должно изменяться содержание обучения. Для младших школьников это учебная деятельность. В средней и старшей школе эта деятельность может быть продолжена как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, где результатом может быть авторская работа.

Главная задача в 9-м классе — образовательное проектирование. В 9-м классе ученики пишут проект: хотят ли они учиться дальше? Чему хотят учиться? Как? С кем? С помощью кого или чего?

Это пространство должно быть заполнено ученическими проектами. К концу 9-го класса должно завершаться становление учащегося как субъекта собственной деятельности. Он должен быть способен к профессиональному самоопределению. В старшей школе происходит профессиональная ориентация.

Итак, учимся определять и находить УУД.

        Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах.  Тоже и с УУД.

 Как сформировать Универсальные учебные действия?

   -  Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

        В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД.

        Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

        Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

        Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть.

А сейчас обратимся к вопросу управления формированием УУД.

Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки

В рамках внутришкольного контроля школы отслеживается уровень сформированности УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

            Таким образом, из выше сказанного мы должны обеспечить:

  • Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
  • Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
  • Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
  • Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию
  • Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения
  • Формирование осознанности и критичности учебных действий

Таким образом, овладение обучающимися универсальными действиями  ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...