Проблемное обучение
статья на тему

Сафронова Елена Игоревна

Современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Преимущества:

  1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
  2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
  3. Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
  4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
  5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
  6. Технология проблемного обучения, что очень важно, готовит учащихся  к самоменеджменту, и позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения; ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче; осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов; выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска  и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  3. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:

Схема 1.

             ДП                                                                                ДУ

Создание проблемной                                               Принятие проблемной

           ситуации                                                                   ситуации

 

                                           

                                          Выявление проблемы

                                                  исследования

Управление поисковой                                              Самостоятельный

Деятельностью обучаемых                                                  поиск

                                         

                                           Обсуждение выводов

ДП – действие педагога

ДУ – действие ученика

Центральные понятия проблемного обучения:

- проблема;

- гипотеза;

- проблемная ситуация;

- проблемный вопрос;

- проблемная задача;

- творческая задача;

- самостоятельная работа.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Например: проблема Добра и Зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проблема нравственного выбора и ответственности за него в произведениях М. Шолохова.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной. Научная проблема – «белые пятна», неисследованные участки известных знаний.

Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы;

- формулирование;

- поиск решения;

- решение.

Признаки учебной проблемы:

  1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;
  2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например: Раскольников отдает последние деньги Мармеладовым, но убивает старуху процентщицу. Добрый он или злой? Как судить его? Или: возможны ли Ионычи в наше время?

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например: предположим, что у теории Раскольникова нашлось бы много последователей и почитателей, что произошло бы на Земле?

Алгоритм по работе с гипотезой:

- выдвижение гипотезы;

- ее теоретическое обоснование;

- экспериментальная проверка гипотезы.

Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Признаки проблемной ситуации:

  1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
  2. Наличие неизвестного для учащегося.
  3. Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.

Например: почему, по мнению Л.Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других?

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Можно ли Сатина считать антиподом Луки?

Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Например:

1.Прокомментируйте данные высказывания знаменитых писателей, как вы их понимаете?

2.Предложите свои варианты решения тех или иных духовных и нравственных проблем, используя несвойственные, неожиданные функции хорошо известных явлений.

 Например: духовная жизнь сегодня: возрождение или регресс? Мы становимся нечитающей нацией. Падает культура речи. Современные школьники не могут описать свои чувства, потому что не знают им названий. Откуда, как не из художественной литературы, можно почерпнуть, что из себя представляет грусть, печаль, тревога, сострадание, сопереживание, томление, предательство, покорность?

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Творческие задачи позволяют:

- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,

  абстрактное и логическое мышление;

- формировать навыки совместной работы;

- устанавливать межпредметные связи.

Например: «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – Бог свободного человека! (М.Горький «На дне»). Как понять эти слова? Бывают ли обстоятельства, когда правда вредна, а ложь оправдана?

Цели проблемного урока: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний; способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы; изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.

Рекомендации по использованию проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций на уроке:

  1. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
  2. Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
  3. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
  4. На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.

Формы проблемного урока:

Как сделать урок проблемным?

Важной особенностью подлинно художественных произведений литературы и искусства является то, что в них самих содержатся те или иные проблемы, поставленные автором. Задача учителя заключается в том, чтобы создавать условия, при которых наиболее важные из этих проблем станут проблемными и для учащихся.

Основные требования к проблемизации учебного материала.

Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.

Разработка проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- емким, способным охватить широкий круг вопросов;

- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответа.

Формы решения проблемной ситуации:

- дискуссии;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера;

- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:

1.Учитель сам ставит проблему

«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи?

Герои Чернышевского руководствуются теорией «разумного эгоизма».Что такое эгоизм и альтруизм? Как сочетать личные желания человека со служением общественным идеалам?

2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе о ума» учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: «Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам В.Г.Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах. Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?»

З.Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения литературных фактов.

Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке.

Например: сопоставьте стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума». Какие общие мотивы есть в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?

4.Проблемную ситуацию можно создать, сопоставляя литературные произведения с иллюстрациями к нему или иллюстрации нескольких художников к произведению, или музыкальные произведения, содержащие разную интерпретацию поэтического творения, исполнения артистами одной и той же роли и т.п.

Например: сопоставьте Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А.Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова?

5.Проблемное задание, целью которого является раскрытие идейного содержания.

Например: почему пушкинское стихотворение «Узник» стало песней, очень популярной в народе?

6.Исследовательское наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия с целью более глубокого восприятия картин и характеров, созданных автором.

Например: почему в 3 явлении II действия в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова их нет?

7.Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.

Например: Проблема обновления в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Действительно ли жизненный путь Родиона Раскольникова-это возвращение к жизни.

8.Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.

Например: сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков: Чичиков покидает уездный город (гл.11) и следующее за тем лирическое отступление «Русь! Русь! Вижу тебя…». Как связаны две разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы?

«Активные» методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке.

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» - совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение. Высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.

Например: «коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема  состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия  увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок. Дейл Карнеги, основоположник американской теории и практики менеджмента, советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?»

Основные направления коммуникативной атаки:

  1. Захватывающий аудиторию факт, вопрос.
  2. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися.
  3. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.
  4. Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории, своей неожиданностью.

Например: фрагмент видеозаписи телепрограммы (урок посвящен творчеству А.С. Грибоедова). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит: «Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара…».

Или: Пушкин, «Пиковая дама».

Учитель:

- Вы когда-нибудь в карты играли?

- Еще бы!

Учитель:

- А вот эти три карты – тройка, семерка, туз – определили судьбу человека и стали полноправными «героями» пушкинского произведения. Впрочем, главная героиня, кажется, эта карта: пиковая дама.

Моделирование.

Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование.

«Что могло произойти, если бы…»

Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.

- Если бы в годы Великой Отечественной войны Советский союз не одержал победу над фашистской Германией.

- Если бы Семена Мармеладова по-настоящему смогла полюбить и понять Катерина Ивановна.

- Если бы Тихон Кабанов и Борис Дикой обладали бы более сильным характером, как сложилась бы  судьба Катерины?

Как поступили бы вы ?

- В разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге?

Постарайтесь ответить на знаменитые кантовские вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Основная цель: развитие творческого мышления.

Дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.

Технология УМШ (кратко)

Обычно штурм проводится в группах численность 7-9 учащихся.

До штурма:

  1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе – Никакой критики!
  2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи.
  3. Учитель определяет время (до 20 минут)

Первый этап. Создание банка идей.

Цель – наработать как можно больше возможных решений.

Второй этап. Анализ идей.

Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать.

Третий этап. Обработка результатов.

Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и назначить спикера, который расскажет о них классу и учителю.

Как выбрать задачу для УМШ?

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Например:

  1. Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни)
  2. Создать проект помощи семье Мармеладова (со стороны государства, Раскольникова, самого Мармеладова)

Итак, технология проблемного обучения сводится к следующей схеме:

                   

учитель

                                 

                                                                                                                           Ученик

Памятка по организации проблемного обучения

Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.

Условия для создания проблемной ситуации:

  1. Субъективное понимание целей, отношение к объекту изучения.
  2. Видение неопределённости, существующей в явном или скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно.

Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировке учебной проблемы.

Моделирование учебной проблемы связано с рядом предварительных действий:

* педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;

* анализом содержания учебного материала;

* анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;

* установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленности учеников к её решению.

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации, но ранг проблемного получают только те вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....