Нравственное воспитание младших школьников
статья на тему

Шустова Марина Ростиславовна

Задачи нравственного воспитания младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников

«Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.» М.И.Драгоманов

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы.

Нравственное воспитание является процессом, направленнымна целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества  педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам , нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие,является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений  детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами.

Для нравственного формирования личности исключительно важны  самостоятельны действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится  прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть  ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Учитель должен  помочь ему осознать и пережить ошибочность , безнравственность его поступка; разумеется надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

  Воспитательный процесс зависит от творчества учителя, его любви к детям .

Задачи, которые необходимо решить в процессе нравственного воспитания:

---помочь ребёнку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём;

---подготовить младшего школьника к вхождению в социум;

---сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение;

---пробудить самостоятельное логическое мышление;

---развить общую культуру ребёнка.

В ходе решения воспитательных задач необходимо  использовать совместные выводы детей, учителя. Например, составление правил, законов.

  Законы нашего коллектива.

---каждый член коллектива обладает всеми правами и свободами и имеет равные обязанности , участвует в управлении делами коллектива;

---соблюдать чистоту и порядок в классе;

---беречь школьное имущество;

---стремиться к знаниям , открытиям, стараться учиться на «4» и «5»;

---помогать друг другу в учёбе, переживать всем коллективом неудачи и радоваться успехам;

---уважительно относиться к старшим;

---быть честными , правдивыми, справедливыми;

---расти сильными, смелыми, здоровыми, защищать слабых;

---все члены коллектива обязаны уважать право, честь и достоинство других членов коллектива, не оскорблять других грубым поведением и речью:

Примеры правил , которые конкретизируют и дополняют существующие общие правила.

Правила товарищества

Правила дружной работы

Правила честной игры и состязаний

Правила вежливости

Большие  возможности для нравственного воспитания заложены в организации учебного  процесса. Широкие возможности для нравственного воспитания учащихся заложены во всех учебных предметах.

На уроках литературного чтения школьники получают довольно обширный круг моральных сведений и представлений, охватывающих вопросы дружбы, товарищества, трудолюбия, дисциплины, патриотизма.

Нравственное воспитание с успехом осуществляется на уроках математики в процессе решения текстовых : о труде, о достижениях науки и техники, об охране окружающей среды, о спорте, о связи обучения с жизнью.

Огромное значение в вопросе нравственного воспитания имеют уроки окружающего мира: любовь к природе, охрана природы, вопросы решения экологических проблем . На уроках каждого предмета есть возможность решать задачи нравственного воспитания школьников.

  В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям.

   Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае , если учитель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей, имеет постоянную связь с ними.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» А.С. Макаренко

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»

Ш. Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...