Представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты

Симдянкина Елена Михайловна

Представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ « Ардатовская СОШ»

Симдянкиной Елены Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:                                «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

  Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Актуальность выбранной темы объясняется мной тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос : как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться « для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и  познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

   Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям,  возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении,  развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

   Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

   Одной из главных задач  в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности  развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.

   Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)    

  Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка  знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

      Наличие теоретической базы опыта

 По данной проблеме я познакомилась с научными трудами и методическими разработками: Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной   деятельности», Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе», А.А. Окунева «Спасибо за урок, дети!».

        В процессе  обучения  необходимо  систематически   развивать  и  

укреплять  познавательный  интерес  учащихся.   Это должно стать  важным мотивом  учения,    стойкой чертой  личности,    мощным средством воспитывающего  обучения. Всё это и обусловило мой выбор темы опыта «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

     Ведущая педагогическая идея                                                     

  заключается в совершенствовании  учебной деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.                       Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:                                   - игровая деятельность;                                                                                              - создание положительных эмоциональных ситуаций;                                              - работа в парах;                                                                                                                   - использование ИКТ.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Познавательный интерес обеспечивает высокое качество усвоения материала,  развивает  интеллект и творческие способности  школьников, универсальные учебные действия; повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, воспитывает активную  личность при сохранении здоровья обучающихся.

  Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. 

                Результаты успеваемости по русскому языку и математике за 3 года

Класс/

учебный год

Русский язык

Математика

Обученность

Качество

Обученность

Качество

2 класс

2014-2015 уч.г.

100%

50%

100%

66%

3 класс

2015-2016 уч.г.

100%

60%

100%

60%

4 класс

2016-2017 уч.г.

100%

60%

100%

60%

Результаты Всероссийских проверочных работ (2017 г.)

Класс/

учебный год

Русский язык

Математика

Обученность

Качество

Обученность

Качество

4 класс

2016-2017 уч.г.

100%

80%

100%

60%

Результаты внеурочной деятельности

2014-2015 уч.г.

Муниципальный

Конкурс сочинений «Почему человек должен трудиться?»

Вохмин Алексей         участие

Республиканский

Экологический фестиваль «Природа –наш дом родной»

Королева Эльза          участие

2015-2016 уч.г.

Муниципальный

Конкурс сочинений

«Моя полиция»

Варюшкин Дмитрий

участие

2016 – 2017 уч.г.

Муниципальный

Конкурс творческих работ

«90 лет ДОСААФ»

Нестеренко Никита

1 место

Краснорылов Антон

2 место

Международный

Заочная олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

Варюшкин Дмитрий

участие

Возможность тиражирования

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках»

Размещен на сайте по адресу: http://www.schoolrm.ru/schools_dub/ardub/

                                      Описание работы.

     Активизация познавательной деятельности учащихся – одна  из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Приемы активизации познавательной деятельности, которые я использую в работе, разнообразны. В реализации возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Рифмованное начало урока, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал.    Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая  приветствует  нестандартные уроки. Для неё также  равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д.

    Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках, является занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках, различная: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки. Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности, я стала использовать игру на разных этапах урока. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Не зевать!», «Отвечай сразу!», и т.д.   С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.

Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий         на своих уроках.

Использование ИКТ  помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.                Составляю презентации к урокам, использую мультимедийные диски. Для уроков окружающего мира использую замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», готовлю по различным темам справочный материал.

        Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения в классе, где я работаю.

        Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, беседы по ПДД,   об охране здоровья.                

Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2018 году прошла курсы повышения квалификации в МРИО. Слежу за новинками педагогической литературы.

С родителями работаю в тесном контакте.                                                                        Выступаю перед ними с лекциями,  докладами на различные темы. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педсовета.

  Выбрав однажды профессию учителя начальных классов, за 27 лет  своей педагогической деятельности ни разу не пожалела об этом. С самого первого школьного дня воспитываю в своих учениках уважение к труду, честность, человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение и желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Директор МБОУ «Ардатовская СОШ»                   Ю.Ф.Малыйкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...