Главные вкладки

    Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
    материал по теме

    Ермошина Наталья Анатольевна

    Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rech_v_pedinstitute.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Я хочу начать своё выступление словами замечательного советского поэта и прозаика Владимира Алексеевича Солоухина: «Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа, и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.

    Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.

    Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…

    Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком».

    Другими словами, если бы 30 лет назад был в ходу термин «толерантность», Владимир Алексеевич, как мне кажется, обязательно употребил бы его: быть толерантным, значит быть человеком!

    Конечно, замечательно таким родиться, но, как всякий талант, а это, несомненно, талант – быть терпимым к культуре, языку, традициям другого народа, его надо не просто получить, а развить, воспитать это в маленьком человечке, который придет к тебе в школу.

    Говоря об этнокультурном образовании в целом, нужно отметить, что эта область образования выступает важнейшим средством воспитания моральных норм, ориентиров и ценностей. Эпиграфом к этой работе с детьми, на мой взгляд, должны стать слова китайского мудреца Конфуция: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

    Современное российское общество в силу своей полиэтничности, многоязычности и поликультурия требует усиления внимания к воспитанию межкультурной толерантности школьников, так как от её результативности зависит мирное сосуществование народов и взаимное обогащение различных культур. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции, воспитания толерантности через признание равенства шансов для всех, ведущее к сознательному и ответственному поведению, а, следовательно, к взаимному обогащению культур, составляющих общество. В Мордовии благодатная почва для воспитания межкультурной толерантности, так как наша республика многонациональна. В школе, классе за соседними партами сидят и русские, и мордва, и татары, и дети других национальностей.  Учащиеся начальной школы порой не замечают этой многонациональности, но они с большим удовольствием слушают русские, мордовские, татарские сказки и сказки других народов. На классных часах представители других национальностей рассказывали о своих обычаях, делились национальными рецептами. Как сверкали их глазёнки, когда в этом году первый раз они стали изучать мордовский язык. После первого урока они вбежали ко мне в класс со словами «Шумбрат, Наталья Анатольевна». Вместе с учениками из татарских семей мы едим беляши во время Уразы. А мордовские, русские, татарские ребятишки ждут не дождутся Пасхальной недели и Масленицы. И здорово, когда в классе на конкурсе стихов звучат стихи на этих языках! Учащиеся моего класса на одном из классных часов с интересом сравнивали творчество великих скульпторов: русского Сергея Ивановича Конёнкова и гениального эрзянского сына Степана Дмитриевича Эрьзи.

     Таким образом, в классе и в школе в целом должна быть создана особая образовательная среда, комфортная для всех. Включая детей в систему национальных культур, мы стараемся сделать их жизнь содержательнее, приобщить к многообразию гуманистических ценностей, развить творческие способности.

    Я помню о том, что сама украинка, родилась в Марийской ССР, школу закончила в старинном русском городе и вот уже больше 30 лет живу в Мордовии. Я не знала в детстве, что такое толерантность, но ощущала себя в школе, с однокурсниками очень уютно. Мне было легко в общении. Теперь я передаю это своим ученикам и верю, что они будут сохранять свою и чужую культуру, а, значит, вырастут замечательными людьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление собственного педагогического опыта

    Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

    Представление собственного педагогического опыта

    Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

    Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

    Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

    Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

    Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

    Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

    Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...