Инновационная деятельность
статья

Чердонова Елизавета Жамбаловна

               Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

             Учитель должен обладать умением найти правильный подход к каждому ребенку. Ведь каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в сложном мире взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность.

               Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

             Учитель должен обладать умением найти правильный подход к каждому ребенку. Ведь каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в сложном мире взрослых.

                И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого листочка, чтобы зажегся в нем огонек познания, чтобы появилось желание учиться. Главное - понимать ребёнка. Открыть ему свое сердце, впустить и принять его таким, какой он есть. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, со своим мировоззрением, миропониманием. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, развить, обогатить эту личность. Для того, чтобы делать это успешно, необходимо разбираться в современных педагогических технологиях, формах, методах и средствах, используемых при организации учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах.

                Но какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на грамотном письме и качественном чтении.

                 Актуальность проблемы.  Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.

                  Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка, на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

                 Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Использование педагогических технологий на уроках

           Современный образовательный процесс предъявляет новые требования к учителю: необходимо осваивать и внедрять различные педагогические технологии.

Информационно – коммуникационная технология

                Использование в своей работе ИКТ, и видеопрезентаций на различных этапах урока, облегчает для меня отслеживание, накопление, систематизацию, анализ конкретных результатов; позволяет экономить время и иметь свободный доступ к необходимым материалам, помогает повышать уровень педагогического мастерства в условиях современной школы. Ведь XXI век требует от людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. При подготовке и проведении уроков я использую материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР), размещённых на сайтах Интернет. http://collection.edu.ru/

http://nachalka.info

 http://openclass.ru

http://fcior.edu.ru

 http://nachalka.seminfo.ru www.maths-whizz.ru

Для учащихся: http://900igr.net http://www.solnet.ee/ www.classmag.ru

Технологии проблемного обучения

                   Как сегодня обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Такие вопросы мы задаём себе, приходя в класс. Любой современный урок невозможно провести без технологии проблемного обучения или без его элементов. Применение данной технологии определяется высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, развития их индивидуальности и творческого мышления, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей. Кроме того, работать с текстом, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проектные технологии

                      Применяю и приемы проектной технологии, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнении любого нового проекта, мы решаем несколько полезных, интересных, связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств: - умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей, - объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей, умение презентовать себя.

Технология развития критического мышления.

                 Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

            На этапе вызова, из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

            На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

               Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Основные методические приемы развития критического мышления:

1. Прием «Кластер»

2. Учебно- мозговой штурм

3. Интеллектуальная разминка

 4. Прием «Инсерт»

5. Приём «Корзина идей»

 6 Приём «Составление синквейнов»

 7. Приём «Перепутанные логические цепочки»

8. Приём «Зигзаг-2»

9. Приём «Чтение с остановками».

Игровые технологии

                     В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

                 Например: Урок математики.

               - Сегодня урок у нас будет необычный. Мы с вами сегодня побываем в сказке Шарля Перро, встретимся с героиней, которую вы все знаете и очень любите. Догадались, кто это? (Золушка) Мы сегодня на уроке будем не только учениками, но и станем волшебниками. Потому, что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке для этого нам нужно выполнить все задания Мачехи. Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: «Успею ли я на королевский бал?». Не волнуйся, Золушка, ребята тебе помогут. Правда, ребята? (Да)  На уроке мы будем закреплять полученные знания по теме « Табличное умножение и деление», для этого будем решать задачи, примеры, сравнивать выражения, разгадывать ребусы и решать примеры. Формирование и развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Первое задание Мачехи: прополоть грядки на её огороде с морковью, свёклой и помидорами. Чтобы помочь в прополке, мы решим примеры и весёлые задачки. Итак, как я называю произведение, а вы множители: 12 ,14,16,18,24,36. И т.д.

Здоровьесберегающие технологии

            Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Я считаю, что формирование ответственного отношения к своему здоровью – это необходимое условие успешности современного человека. Для здоровьесбережения, я на всех этапах своего урока предусматриваю чёткое чередование видов деятельности. Комплексно применение здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, позволяет снизить утомляемость, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология разноуровневого обучения

                Одной из эффективных форм индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего, благоприятные условия для ребенка является дифференцированное обучение. Система работы по этой технологии включает следующие ступени:

         - Выявление отставаний;

          -Ликвидацию их пробелов;

           - Устранение причин неуспеваемости;

          - Формирование интереса и мотивация к учебе;

        -Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.

            Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

             Данная технология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным. Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка. Эта технология применяется на разных этапах учебного процесса:

                     - изучение нового материала;

                    - дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке;

                    -текущая проверка усвоения пройденного материала;

                    - самостоятельные и контрольные работы;

                    -  организация работы над ошибками;

                    - уроки закрепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационной деятельности

Информационная карта инновационной деятельности...

Презентация "Инновационная деятельность школы 1 ступени обучения (из опыта работы)"

Стратегическими линиями системного обновления содержания образования являются гуманитаризация и деятельностная ориентация, целостность, системность и взаимосвязь составляющих современного пред...

Инновационная деятельность как фактор повышения квалификации педагога

В усло­виях современной системы  образования, когда учителю начальных классов предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения , внедрения инновационных технологий, то требуетс...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Результаты участия воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 г.о. Отрадный Самарской области Малышевой С.А. в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности

Проектная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые, является одной из основных форм работы воспитателя Малышевой С.А. в совместн...

Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....

Инновационная деятельность в профессиональной деятельности

Инновационная деятельность в профессиональной деятельности...