Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе
статья

Топорина Ирина Борисовна

Обобщение опыта использования на уроках в начальной школе приёмов ТРИЗ с кратким описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_v_nachalnoy_shkole.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование

ТРИЗ технологии в начальной школе

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

А. Гин

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. 

Изобретателем ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер.

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

В своей работе я использую  следующие приёмы ТРИЗ:

1приём «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

2 приём «Морфологический ящик » служит для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий окружающего мира.

3 приём «Системный оператор»  (пятиэкранка \девятиэкранка)

Окно № 6

Прошлое надсистемы

Окно № 3

Является частью (надсистема)

Окно № 9

Будущее надсистемы

Окно № 4

Прошлое объекта

Окно № 1

Название объекта

Окно № 7

Будущее объекта

Окно № 5

Прошлое подсистемы

Окно № 2

Состоит из частей (подсистема)

Окно № 8

Будущее подсистемы

Окно № 1 – сам объект и его функция (система). 

Окно № 2 – части объекта (подсистема). 

Окно № 3 – окружение объекта (надсистема). 

Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). 

Окно № 5 – части объекта в прошлом. 

Окно № 6 – место его функционирования в прошлом. 

Окно № 7 – перспективы развития объекта       (будущее системы).

Окно № 8 – части объекта в будущем.

Окно № 9 – место объекта в будущем.

4приём «Системный лифт»

5 приём «Ложная альтернатива»

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Я предлагаю вразброс лжевопросы, дети должны ответить и аргументировать свой ответ.

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Прием я использовала при проверке домашнего задания на уроке по теме «Органы чувств» в 3  классе:

- Какая наука изучает строение человека – анатомия или гигиена?

- Что относится к органам дыхания – сердце или печень?

- Какая система управляет деятельностью всего организма – кровеносная или нервная?

- Что относится к пищеварительной системе – желудок или кишечник?

- Какой орган отвечает за движение крови по организму – сердце или печень?

(Прием не ограничивается краткими ответами, а предполагает дальнейший диалог)

6 приём «Пинг-понг»

У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.

Д (1): Цвет.

У: Уточните, цвет чего?

Д (1): Цвет цветка.

Д (2): Желтый. Способ размножения?

Д (1): Семенами. Способ питания?

Д (2): Автотроф. и т. д.

7 приём «Хорош-плохо»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

8 прием «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Прием я применила, например,  на этапе актуализации знаний на уроке по теме «Неживая и живая природа» во 2 классе.

У: Я отправляюсь в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-либо похожи. Угадайте, по какому признаку я подбираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, а я буду говорить, могу ли я взять вас с собой.

У: Я беру с собой облако. Что возьмёте вы?

Д: Я беру с собой овощи.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой камень.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой книгу.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой солнце.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я догадался, что Вы берёте с собой объекты неживой природы.

-На какие две группы можно разделить всё объекты природы? (Живое и неживое.)

Назовите тему нашего урока. («Неживая и живая природа».)

В результате применения приёмов ТРИЗ у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в...

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...

Мастер-класс по теме «Использование элементов ТРИЗ на уроках в начальной школе»

Тема мастер – класса: ««Использование элементов  ТРИЗ  на уроках в начальной школе»». ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Данную теорию начал ра...