Проектная работа "Самообразование воспитателя ГПД"
проект

В данной работе представлен краткий обзор форм и методов самообразования воспитателя группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Профессиональное самообразование воспитателя ГПД»

Выполнил(а): Свойкина Татьяна Валерьевна

слушатель курсов повышения

квалификации учителей по проблеме «Проектирование и реализация образовательного процесса в группе продленного дня  в условиях реализации  ФГОС»

Должность: воспитатель ГПД

Место работы: МБОУ «Поселковская средняя школа №1»

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Минеева И.В.

«13» марта 2019 г.

г. Саранск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Актуальность профессионального самообразования воспитателя ГПД …...4

2. Составляющие процесса и результат самообразования …………..…………6

Заключение………………………………………………………………...………9

Библиографический список литературы……………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование качества обучения и воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Сегодня надо понимать, что современный педагог должен знать больше чем его воспитанники.  Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни и т.д. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением.  Ежегодно к  нам приходят новые дети, несущие с собой новый этап развития общества. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования педагога  должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.

Чтобы успеть за этими процессами, для педагога возникает необходимость постоянно учиться.

Планируя работу по проекту, мне хотелось, чтобы каждый ответил для себя на вопрос - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?». Этой проблеме и посвящен мой проект.

  1. Актуальность профессионального самообразования воспитателя ГПД

Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.

Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи: учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ; постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску; искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

2. Составляющие процесса и результат самообразования

«Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Самообразование — основа роста воспитателя ГПД как специалиста. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Все формы самообразования можно также условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время, возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего, на улучшение качества обучения и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться. Побуждение, планирование, контроль и стимулирование - все это помогает присоединиться к процессу, а для некоторых становится даже способом жизни.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности:  разработка рабочей программы воспитательной работы в соответствии с ФГОС;  участие в педсоветах,  семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД; умение оказать практическую помощь коллегам; совершенствование работы с детьми; рост профессионального мастерства; повышение качества работы в ГПД; разработка или издание методического пособия, сценария, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; разработка дидактических материалов,  наглядностей; разработка и проведение открытых занятий; проведение мастер - классов, семинаров, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

    И в завершение хотелось бы сказать, что «Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию». (Я.А. Коменский).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2003. — 608 с.
  2. Бондаревская В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1985, - 124 c.;
  3. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей: ИТО, 2003, - 124 c.
  4. Демченко Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004. - № 1. — с. 27–29.
  5. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
  6. Сабирова Г. Б. Значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист. — 2004. — № 9. — с.39–45
  7. Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное образование. — 2012. — № 6. — с. 176–179.
  8. Тарасова О. Г. Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 156–159. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770129.htm.
  9.  открытыйурок.рф/статьи/609103/

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....

Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников

Данным материалом могут воспользоваться воспитатели детских садов....

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...