Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
методическая разработка

Тереля Алена Алиевна

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._seminar_terelya_a.a.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Слайд 1. Уважаемое жюри, коллеги, вашему вниманию предоставляется методический семинар на тему:

Использование интерактивных методов обучения
как средств активизации познавательной деятельности обучающихся

Своё выступление я бы хотела начать с высказывания известного педагога и психолога Шалвы  Александровича Амонашвили, который писал:

Слайд 2. «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».                                                                                        

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения.   

В настоящее время методы обучения классифицируются на

Слайд 3. Пассивные методы, или методы линейного воздействия, при которых педагог  является главным организатором, он распределяет работу, лично контролирует все действия обучающихся.

Слайд 4. Активные методы, или методы кругового воздействия, при которых характер взаимодействия  меняется, хотя педагог и остаётся центральной частью дела. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения.

Слайд 5. В своей педагогической практике я использую интерактивные методы, или методы кругового взаимодействия, которые являются одной из основных методологических инноваций в рамках ФГОС.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении; учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой.

Слайд 6. Ирина  Сергеевна Якиманская говорила, что:  школа - это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен  раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.

Слайд 7.  Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Слайд 8.  Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Слайд 9. Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умению дискутировать.

Слайд 10.   К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это – обсуждение проблемы в общем кругу: «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм».

        Кооперативная или групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для обучающихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, « Дерево решений», «Микрофон».  

        К методам обучения в игре  относятся ролевые игры, «Ключевой момент».

        Метод обучения  дискуссии – важный способ познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, потому что дискуссия – широкое публичное обсуждение спорного вопроса. К этим методам относятся: «Метод ПРЕСС», «Выбери позицию».

   Все эти формы необходимо  и возможно использовать на уроках не только в старшей школе, а и в начальной, т.к. именно начальная школа играет решающую роль в развитии личности.

Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу

  • Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
  • Подбирать для обучающихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы им  «ключ» к усвоению темы;
  • Учитывать темп работы каждого ребёнка и его способности;
  • На одном занятии использовать два-три (максимум) интерактивных метода;
  • Сначала  стоит  использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», а потом более сложные.

Слайд 11. Так, например, на уроках  литературного чтения удобно  использовать метод «Дерево решений». Где ствол – это тема, веточки – аргументы, а листики – прогноз.

Слайд 12.  На уроках окружающего мира мной используется метод «Кластер».  В центре доски записывается ключевое слово – тема урока. Обучающимся предлагается назвать основные составляющие.

Слайд 13. Метод «Микрофон» можно использовать на любом уроке.

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускаю микрофон. Каждый получивший микрофон  обязан четко и лаконично изложить свою мысль.

Слайд 14. Метод  «Незаконченное предложение» можно использовать на любом уроке .  Фокусируется внимание обучающихся на проблеме и вызываете интерес к обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка.

Слайд 15. Также на уроках окружающего мира удобно использовать метод «Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос и три позиции: «Да», «Нет», «Не знаю, не определил собственную позицию»

Слайд 16. На уроках русского языка удобно использовать  метод «Пресс»

Ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли. Раздаются  материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:

Позиция: «Я считаю, что…»;

Обоснование: «…потому, что…»;

Пример: «…например…»;

Выводы: «Поэтому я считаю…».

Слайд 17. Вывод: умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность.

 Но даже такие несложные интерактивные методы  позволяют заинтересовать детей  и формируют потребность в новых открытиях.

 Как показывает практика, интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребёнку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.  

На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Слайд 18. Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...

«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

    Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать у...