Пути повышения эффективности современного урока
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.13 КБ |
![]() | 133.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Пути повышения эффективности современного урока
Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческом уровне. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий.
Образовательный процесс в современной начальной школе в рамках ФГОС ориентируется на не традиционную передачу готовых знаний, а овладение основными УУД, самостоятельное «открытие» нового младшими школьниками, т. е. деятельностный метод обучения.
Деятельностный метод обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную саморазвиваться, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
Поэт Николай Рыленков
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Уже в начальной школе учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Известные слова классика «Вся наша жизнь – игра!» можно перефразировать так «Для ребёнка игра – это жизнь». Когда он приходит в школу, продолжает играть. А мы учителя создавая для ученика комфортные условия пребывания в школе, способствуя повышению мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала, т. е. если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей в науке нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.
Проблемное обучение– один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Процесс обучения идёт от ученика, самостоятельно добывающего знания. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.
Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).
- Создание и использование презентаций
- Логические игры
- Тестовые оболочки
- Использование видео
- Использование готовых обучающих программ
- Работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки)
- Электронные энциклопедии
РНС– это накопительная, индивидуальная и критериально-ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании.
РНС оценки достижений учащихся представляет собой, прежде всего, инструмент субъективации учащихся: мы учим их планировать свой учебный процесс, осмысленно подходить к процессу собственного развития, развиваем их самооценку и социальную активность.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. Соловейчика « Урок есть искусство, его и надо доводить до уровня искусства. Бывают уроки и более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».
Организация современного урока Первое правило: определение целей урока Второе правило: уточнение типа урока . Третье правило: уточнение вида урока. Четвертое правило: выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. пятое правило: определение структуры урока
Используется следующая структура урока: Актуализация знаний Формирование новых понятий и способов действий Формирование умений и навыков Домашнее задание входит в структуру урока как самостоятельный элемент и может быть дано на любом из этапов урока.
В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая « технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям
Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Второй постулат « Урок есть часть жизни ребенка». Третий постулат : « Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Моделирование уроков в различных технологиях –сегодня это требование времени . Деятельностный метод обучения позволяет учителю учить детей творчеству Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения метод проектов Использование ИКТ РНС
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда,
Использовать систему пяти организационных правил: доводить педагогические требования до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка; сопровождать педагогическое требование инструкцией; раскрывающей способы выполнения требования; предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования; предъявлять доступные для детей требования, в настоящий период их развития; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное становление его личностного Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/11/picture-23527.jpg)
Пути повышения эффективности уроков чтения
Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/11/picture-23527.jpg)
Пути повышения эффективности уроков чтения
Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...
Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе
Материалы к методическому объединению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-169369-1425839435.jpg)
Пути повышения эффективности уроков математики
Пути повышения эффективности уроков математики в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В материале отражены особенности организации учебной дискуссии в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-466440-1566578072.jpg)
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1491334-1697891334.jpg)
Протокол №3 Повышение эффективности современного урока
Протокол заседания школьного методического объединения учителей наальных классов...