«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
методическая разработка

Карпова Мария Александровна

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет на тему «Современный урок. Как рождается современный урок?»

Тема выступления: «Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

СЛАЙД 1

Начать свое выступление я бы хотела со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». То есть изменения необходимо начинать с самого себя. Дело в том, что в современном мире меняется подход к организации урока. Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Таким образом, учитель должен не противиться, не отвергать, а принять это как миссию по воссозданию нового и, используя свой опыт, профессионализм создать необходимую образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.

СЛАЙД 2

Сегодня я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока. Я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в условиях нового ФГОС» с добавлением тех «специй», которые, на мой взгляд, сделают его наиболее эффективным.

В качестве основных ингредиентов я предлагаю взять следующие этапы современного урока.

СЛАЙД 3

Итак, первый ингредиент - создание психологического настроя.

Данный этап проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Этот этап помогает мне задать нужный ритм урока и создать атмосферу доверия и сотрудничества.

На данном этапе использую следующие приемы:

«Самолетик пожеланий» (3, 4 класс). Чистый листочек складывается в самолетик, на крыльях которого пишется пожелание на урок. По команде учителя дети и сам учитель запускают самолетики. Каждый поднимает самолетик, который приземлился рядом и зачитывает пожелание.

«Обмен настроением» (2-4 класс). С использованием «Словарика настроений». Дети находят карточку с прилагательным, которое описывает их настроение, поднимают вверх и объясняют свой выбор. Важно, чтобы и учитель тоже сказал о своем настроении. Т.о. подводится итог и дети настроены на дальнейшую работу.

В 1-ом классе использую прием, который тоже очень нравится детям – «Пожелание друг другу». Предлагаю и вам попробовать наш первый ингридиент. С одним из коллег, сидящих рядом, поочередно касаться одноименных пальцев и говорить:

Желаю (соприкасаемся большими пальцами) успеха (указательными), большого (средними) во всем (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуйте! (прикасаемся всей ладонью)

СЛАЙД 4

Следующие ингридиенты я объединила вместе, так как эти этапы очень тесно связаны между собой.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Как же сделать так, чтобы эти ингредиенты дополняли друг друга?!

СЛАЙД 5

Известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет и т.д.

На своих уроках я использую прием «Черный ящик». 

СЛАЙД 6

В него помещается предмет, который связан с темой урока, и дети, задавая наводящие вопросы, пытаются угадать, что же лежит в ящике, раскрывая тему урока.

СЛАЙД 7

На уроках математики использую игру «Горячий мяч». Например, при изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное» обучающемуся кидаю мяч и называю выражение из таблицы умножения, при этом ребенок должен быстро дать ответ. С таким заданием дети справляются без затруднений.

Последним включаю  выражение, которое вызывает у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

У. - Почему  затрудняетесь в нахождении результата?

Д. - Мы такие ещё не решали.

У. - В чём затруднение?

Д. - Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

У. - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Д. - Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Д. – Какова же тема урока? Какие знания нам понадобятся?

Тема урока сформулирована. Задачи поставлены. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового.  А дальше обучающиеся,  работая в группах,  предлагают свои способы решения, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, затем выявляем более удобный способ, составляем алгоритм умножения.

А еще удивлять можно молча. Перед изучением таблицы умножения я всегда показываю ребятам, как умножают японские дети, которые не знают таблицы умножения, а умеют только складывать (система пересекающихся линий). Данный прием порождает невероятное удивление и массу вопросов, которые также могут подвести к формулировке темы и постановке учебной задачи.

СЛАЙД 8

На уроках русского языка часто использую прием «Кластер».

В центре записывается основное понятие, от него проводятся линии и рядом с каждой кратко записывается информация, которая связана с основным понятием и так далее. Это очень удобный прием, так как возможно применение кластера на протяжении всего урока: в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют.

СЛАЙД 9

Постепенно в ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Прием удобен еще и тем, что его можно применять и в групповой работе, и в индивидуальной, и во фронтальной.

СЛАЙД 10

5-ый ингредиент

Применять знания и умения в жизни - один из основных компонентов современного урока. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. Покажу пример такого задания. (Гиперссылка)

СЛАЙД 10

Конечно, не обойтись и без игровых приемов. Соревнование по рядам, например, игра «Цепочка» (на уроке изучения вычислительных приемов каждый ряд в конце урока получает карточку с примерами. Первый человек решает первый пример и передает следующему. Какой ряд справится быстрее всех, тот и побеждает). Можно использовать и на других уроках.

СЛАЙД 11

Последний ингредиент, без которого современный урок не получится эффективным, это Рефлексия деятельности. Рефлексия - ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности обучающихся.

- «Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». Данный прием можно использовать и на отдельных этапах.

- Прием незаконченного предложения. Например,

На уроке мне было важно и интересно… 

Сегодня на уроке я понял… 

Мне было трудно…

Хотелось бы узнать… 

- «Коробочка для Почемучек» используется с целью выяснения тех вопросов, которые остались у детей после урока.

СЛАЙД 12

Надеюсь, мой «рецепт» современного урока вам был интересен. И если хоть одна методическая изюминка пришлась вам по вкусу, я буду рада.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рецепт» современного урока (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока») 1 Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ-Гимназии № 45 г. Екатеринбурга Карповой Марии Александровны

Слайд 2

Основные ингредиенты: 2 1. Создание психологического настроя 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Закрепление и самостоятельная работа Современный урок 6. Рефлексия деятельности

Слайд 3

Создание психологического настроя «Самолетик пожеланий» (3, 4 класс) «Обмен настроением» (2-4 класс) «Пожелание друг другу» (1 класс) Желаю (соприкасаемся большими пальцами) успеха (указательными), большого (средними) во всем (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуйте! (прикасаемся всей ладонью) 3

Слайд 4

4 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний ) о пределение темы целеполагание открытие новых знаний

Слайд 5

«Чёрный ящик» «Горячий мяч» «Побуждающий диалог» «Кластер» 5 Приёмы, активизирующие мыслительные процессы на данных этапах

Слайд 6

Приём «Черный ящик» 6 П омогает активизировать такие мыслительные операции как сравнение и анализ; включить логическое мышление.

Слайд 7

Игра «Горячий мяч», побуждающий диалог 7 П омогает с оздать проблемную ситуацию; а ктуализировать знания; заинтересовать; в ывести обучающихся на новую тему и постановку учебной задачи. 6*4 5*7 8*9 8*5 9*6 45*3

Слайд 8

Приём «Кластер» - способ графической организации материала 8 П омогает выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частного к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.

Слайд 9

Приём « Кластер» 9 Позволяет охватить большой объем информации; вовлечь всех участников коллектива в обучающий процесс; Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Слайд 10

Закрепление и самостоятельная работа Практико-ориентированные задания Игровые методы 10

Слайд 11

Рефлексия деятельности «Светофор» «МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ» «МНЕ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ» «МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО» «Незаконченное предложение» На уроке мне было важно и интересно… Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно… Хотелось бы узнать… «Коробочка для Почемучек» 11

Слайд 12

12 Спасибо за внимание!

Слайд 13

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока

Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира...

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В материале отражены особенности организации учебной дискуссии  в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....

Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ...

Мастер-класс по теме: "Методические аспекты эффективности современного урока "открытия" нового знания"

Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке, тем выше его эффективность. Предложенный материал поможет учителю начальных классов построить урок "открытия" нового знания наиболее эффе...

Пути повышения эффективности современного урока

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного м...

Протокол №3 Повышение эффективности современного урока

Протокол заседания школьного методического объединения учителей наальных классов...