Технология проектного обучения
методическая разработка

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektov.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Этапы работы над проектом в начальной школе:

I этап – мотивационный.

Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;

формулируются и уточняются задачи;

уточняется информация (источники);

вырабатывается план действий;

определяются средства достижения цели;

устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

согласовываются способы совместной деятельности.

III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект;
  • составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный.

Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют;

Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности

переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания

Роль учителя как руководителя проекта.

 При работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

  • личностно-ориентирована;
  • использует множество дидактических подходов;
  • мотивирует обучающихся;
  • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

 В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.

Первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну сказку рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.

Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают сказку, определяют героев  сказки, делают иллюстрацию.

 Ученики творчески подходят к выполнению задания.

Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о сказке на листах А3 или А4.

В результате работы над этим проектом дети учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда

Ученикам второго класса, можно  предложить поработать с пословицами в виде проекта: «Объясни  пословицу»

Обучающиеся, работая со словарем, объясняют значение пословицы, которую они выбрали, находят историю её происхождения, подбирают примеры использования пословицы в речи, делают рисунки.

Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация данного проекта проходит в виде выступления перед классом.

В 3-м классе ребята работают над темой «Происхождение моей фамилии»или «Моя родословная» . Ученики, работая вместе с родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя возможные версии ее появления.

В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков по литературному чтению, обобщая материал по народным и авторским сказкам, детям предлагается проект «Сочини свою сказку», стихи.

 Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Технология проектного обучения.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...