Возможности обучения русскому языку как неродному детей в полиэтническом классе
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся  в классе, где обучаются дети разных этнических групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык как неродной27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №152

Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга

Учитель 3 Б класса Карасюк Валентина Васильевна

Статья: «Возможности обучения русскому языку

как неродному детей  в полиэтническом классе»

В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток

детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся  в классе, где обучаются дети разных этнических групп.

Носители русского языка и ребята, для которых русский язык не является родным.

Это определяет ряд проблем, с которыми сталкивается педагог, обучая детей.

1. В полиэтническом классе  перед учителем встает задача дифференцированного подхода в обучении русскому языку малой группы детей.

2. Разный уровень языковой  подготовки детей - мигрантов. Одни дети воспринимают русскую речь, строят высказывания ,имеют заметный акцент. Грамотность их невысока , а другие не в состоянии понять русский язык. Что ставит их в тяжелое положение в условиях нашей языковой среды.

Возникает методическая проблема: сочетать методику обучения русскому языку как родному с методикой преподавания русского языка  как иностранного.

3.В условиях неоднородности аудитории появляется проблема : информация должна быть понятна всем, что требует от учителя  других форм работы и эффективных средств воздействия и организации работы при обучении  

русскому языку,так как освоение материала будет идти разными путями для детей владеющими и невладеющими русским языком.

Для работы в полиэтническом классе учителям необходимы другие методические комплекты, которые бы учитывали специфику в классе.

Основные позиции , которые должны быть отражены в учебнике:

-Личностно- ориентированный подход

- Коммуникативно-деятельный

-дифференцированный подход в обучении

-овладение всеми видами речевой деятельности

( аудирование- слушание , говорение , чтение, письмо)

-учет лингвистического опыта учащихся.

Роль учебника меняется в условиях полиэтнической среды, играет огромную роль в образовательном процессе.

Так русский язык является средством общения, предметом изучения других наук, приобщение к русской и мировой культуре и средством развития мышления детей.

Учебное пособие должно быть ориентировано на:

- формирование общих учебных умений

-ормирование положительной мотивации к изучению языка

-  обеспечение возможности для дифференцированного подхода в обучении

В учебно-методическом комплекте «Школа России»

Отражены все эти положения.  

Цель: формирование умение учиться и совершенствовать речевую деятельность детей,

Развитие и воспитание учащихся, а именно

-формирование осознанных языковых и речевых умений.,

-совершенствование языковой интуиции (чувство слова)  

-обеспечение интереса к изучению русского языка ,

Привитие внимания и уважение к качеству устной и письменной речи.

Логика построения содержания курса реализует эти задачи ,учитывает опыт ребенка и его психологическое развитие  и создает условия для связей между новыми и изученными понятиями, способами действий.

Интерес к изучению русского языка поддерживается

Определением перспектив дальнейшего изучения:

-Что узнали?

-Чему научились ?    «Знаем –повторим!»

- Что предстоит изучить?   «Не знаем- узнаем ! »

Для формирования навыка –« Умение учиться» важно:

-осознанное освоение способов действий  

С помощью наблюдений, вопросов , алгоритмов

Дети усваивают последовательность действий ,

У них формируется самоконтроль, умение анализировать чужую и свою речь с точки зрения правильности. Дети учатся видеть ошибки и предупреждать их перед работой на письме.

В учебник включен «Словарь  трудных слов»

При использовании которых  в речи дети-эмигранты постоянно затрудняются , особенно в постановке ударения в словах, изменения формы слова(окончаний), определения рода имен существительных.

Внимание к речи школьника заложено в подборе упражнений (небольшой объем языкового материала),1-2 значения слов незнакомых,

Слова объединены в группы по темам.что облегчает

Работу с детьми – мигрантами.

При обучении детей в полиэтническом классе  русскому языку важно обращать внимание на составление предложений и текстов разных речевых жанров, актуальных для практики общения младших школьников.

В уроки важно включать работу над словосочетанием, при этом вырабатываются умения правильно употреблять предлоги в ркчи , что вызывает затруднения у мигрантов при общении.

Важную роль при общении играют диалоги.

Полезно включать разминки- диалоги:

«Научим друг друга», «Хочу рассказать больше» ,

«Как сделать текст хорошим?»  

Создаются такие речевые ситуации ,при которых

 на предметных картинках  строят дети словосочетания , затем предложения и текст,

придумывают свои заголовки.

При проверке (чтении) своих текстов дети приходят к выводу, что их надо редактировать, убеждаются на практике , как важно осуществлять  самоконтроль

Своих действий.

Дифференцированное обучение детей в полиэтническом классе с разным уровнем языковой подготовки может помочь.

Учитель  работает попеременно то с одной , то с другой группой учащихся, в то время как другая группа работает самостоятельно, появляется возможность отрабатывать  с детьми- мигрантами  более сложный для них материал.

Важно определить время на объяснение  материала , усвоение и закрепление.

Никакой постоянной структуры ока быть не может , зависит от содержания , последовательности и связи этапов урока.

Виды работ на уроке:

1 Краткая проверка знаний учащихся.

2 Объяснение материала на основе самостоятельной  

Подготовки к усвоению новых знаний:

3Первичное закрепление.

4 Обобщение изученного.

5 Самостоятельная работа учащихся:

 -повторение по учебнику

-упражнения для закрепления

Все задания должны иметь четкую формулировку,

Чтобы дети могли последовательно осуществлять  

Умственные и практические действия.

При групповой организации обучения русскому языку  

В полиэтническом  классе  предлагаю варианты  

Одновременной работы с учащимися :

  1. Весь урок строится на коллективной работе с  ребятами , владеющими или не владеющими  русским языком.
  2. Общая часть урока составляет объяснение нового материала, беседа по вопросам темы и обобщение, самостоятельная работа детей.
  3.  Одна и та же работа для всех групп , но дифференцированная.

Например, в полиэтническом  классе возможно  осуществить дифференцированный подход  при изучении темы «Род имен существительных», так как она является сложной для детей мигрантов по причине отсутствия рода в их родном языке.

Цель: познакомить детей с категорией рода имен существительных в русском  языке.

Задачи:

-Познакомить с понятием «Род имен существительных, опираясь на значение и окончание.

-Формировать умения определять род существительных по значению и окончанию.

-Учить согласовывать имена существительные с местоимениями.

-Активация в речи детей словосочетаний (существительное  и прилагательное).

Класс делится на 2 группы: (1-владеющие и  2-плоховладеющие русским языком).

Сначала учитель работает со 2группой

А.Подготовка к изучению нового материала ,

  А  1 группа работает самостоятельно.

Слова для чтения:   БРАТ, КРАСИВАЯ , СОЛНЦЕ ,Я , ДЛИННОЕ , БЕЖАТЬ , СЕСТРА , ВЕСЕЛИТЬСЯ ,ПИСЬМО ,МУЗЕЙ , ВЫ , ЗЕМЛЯ ,

Беседа по вопросам: Какие слова вам не понятны ?Что они обозначают?

1Группа -Слова каких частей речи записаны?

РАЗДЕЛИТЕ  слова НА 3 ГРУППЫ . ПОДСТАВИВ  МЕСТОИМЕНИЯ;:

 ОН- МОЙ , –ОНА МОЯ , ОНО-МОЕ

_,ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ.  

_ СЛОВА ПО ОКОНЧАНИЮ.

2 ГРУППА ДЕЛИТ слова по окончанию.

При проверке задания учитель снова работает  фронтально со всем классом.

Мужской род         Женский род               Средний род

Он мой                      Она моя                       Оно мое

О  -А-Я                                  А-Я                              О- Е

 При обобщении наблюдений учитель дает сведения  о родовой системе языков:

Не существует рода в английском, финском , узбекском языке и др.

Два языка имеют французский и молдавский языки.

В языках Кавказа до 40 родов. И называют «классы»

Закрепление материала.

(Класс делится на группы);-

-1 группа выполняет самостоятельную работу (определяет род имен сущ.)

- 2 группа это делает с учителем, а потом выделяют окончания и подставляют местоимения данного рода.

ИТОГ УРОКА :

- Что нового узнали?

-Какого рода бывают имена существительные?

-Какие местоимения могут помочь в этом?

Таким образом можно организовать дифференцированную работу с учащимися в полиэтническом классе.  

                                                                                 2. 04.2019г

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие национальных русско-еврейских традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.

Развитие национальных русско-еврейских  традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.Статья отправлена на Первый Всероссийский конкурс науч...

Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС"

Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС" была составлена как зачетная работа по материалам прохождения курсов повышения квалификации по данной тем...

Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "

Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...

Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов

Материал представлен на  Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС).  Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении....

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....

«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»

laquo;Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»...

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»

Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...