Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Материал представлен на  Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС).  Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермилова Наталья Николаевна, Пырирко Надежда Айбабаевна,

                                                     учителя начальных классов Панаевской школы-интерната

                                                                                                                                                                                         

                   Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы хотели бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному».

                    Изучение русского языка для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой образ жизни на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, представляет особую трудность, так как он не является для них родным языком. Поэтому возникает проблема: как детям-тундровикам преодолеть трудности в обучении русскому языку как неродному?

                  Выделение трудностей обучения детей русскому языку как неродному и изучение их в комплексе: фонетика, лексика, грамматика  – важная задача учителя начальных классов. В нашей школе дети, приезжающие из тундры, обучаясь в предшкольной группе, разговаривают только на родном языке, с трудом понимая русскую речь. К концу года обучения дети начинают понимать и разговаривать на русском языке. Словарный запас у детей в пределах обихода, лексика ограничена, наблюдается замедленный темп речи, присутствует сильный акцент.

                  В начале учебного года в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе.

          На таблице показана готовность первоклассников Панаевской школы-интерната в течение трёх лет, в сравнении с районными и окружными показателями. Мы видим, что результаты у наших детей немного ниже среднерегиональных.

Оценка готовности первоклассников к обучению в школе

(инструментарий ЦОКО ИСРО РАО, руководитель Г.С. Ковалева)

Готовы к школе

2013-2014

учебный год

2014-2015

учебный год

2015-2016

учебный год

Объединенный анализ

(по 4 методикам):

  • «Рисунок человека»
  • «Графический диктант»
  • «Образец и правило»
  •  «Первая буква».

Школа

49%

52%

49%

Район

46,8%

59,5%

43,6%

Округ

56%

56%

52%

         

            Ограниченность словарного запаса детей приводит неизбежно к трудностям в усвоении не только русского языка, но и других предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов и словосочетаний.          

        Для детей-тундровиков характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности рода: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п.

             Недостаточно развит у детей и фонематический слух, наблюдаются нарушения в построении предложений. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил:

  • пропуск гласных и согласных букв (день – «днь»; между – «межу»);
  • перестановка букв, лишние буквы (лужа «нулжа»);
  • пропуск слогов, лишние слоги (дорожке –  «дожке», тишина – «тишинына»);
  • замена гласных в ударном положении (задача – «задоча»);
  • замена йотированных гласных (идёт – «идют»);
  • замена согласных: свистящих – шипящих (золотистый – «жолотистый»);
  • обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными (кругом – «крюгом»);
  • замена слов, искажение слов (мишка – «книжка»). 

            . Выделение трудностей,  с которыми сталкиваются дети коренных малочисленных народов Севера при обучении русскому языку,  позволили нам, учителям начальных классов, выделить ведущие ключевые задачи:

  • прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
  • приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
  • создавать у детей  запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
  • научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

            Какие же методы и формы работы обучения русскому языку как неродному, способствующие преодолению трудностей,  мы активно применяем на практике?

  1. Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке.
  2. Работа в парах.  Помогает  исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной  работы с учеником.
  3. Работа по цепочке. Используется при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
  4. Привитие интереса к предмету. Использование занимательных наглядных, словесных, ролевых   игр, различных видов карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал, электронно-образовательные ресурсы. Занимательные игры оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходят  более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.
  5. Применение основных методов обучения произношению:
  • Имитация, или подражание произношению речи учителя. Показ положений определенных органов речи, в том числе и с мультимедиа, чтение отрывков из художественных произведений профессиональными чтецами (на магнитофоне).
  • Показ и объяснение артикуляции. Учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при произнесении звука.
  • Сопоставление. Сопоставляем слова, отличающиеся одним звуком (рад, ряд).
  • Постижение слов с помощью фонетических ассоциаций. Суть метода: подбирается сходное по звучанию с родным русское слово или несколько слов – фонетическая ассоциация. Затем ассоциация соединяется с помощью сюжета (лучше литературного произведения) с образом слова. Фонетическая ассоциация «родное слово – образ в русском языке».
  • Эффективным приемом закрепления произношения является заучивание наизусть небольших стихотворений, поговорок, пословиц насыщенных изучаемыми звуками. Легко запоминающийся материал позволяет отрабатывать артикуляцию трудных звуков. Например: глазищи, усищи, хвостище, когтища, а моется всех чище (кошка). Систематическое повторение легко запоминающегося материала, насыщенного изучаемыми звуками, способствует выработке артикуляционных навыков.
  • Лингвистические методы обучения русскому ударению.  Учим определять ударный слог по слуху. И нашим учащимся это не повредит (самая частотная ошибка). Гора – горы, стрелки – стрелки.
  1. Работа с текстом.
  • Совместное чтение со взрослыми, в классе или группе со сверстниками.
  • Умение пользоваться планом для подготовки ответа.
  • Овладение алгоритмом безошибочного списывания.
  • Интерпретация содержания прочитанного текста.

                  В конце учебного года проведён мониторинг образовательных достижений обучающихся первых классов в соответствии с ФГОС НОО по русскому языку, литературному чтению и математике.  

        Оценка образовательных достижений по чтению проводилась в целях определения уровня осознанности чтения у учащихся (самостоятельное чтение текста и ответы на вопросы по содержанию текста), по русскому языку в целях определения достижений уровня обязательной подготовки на конец года.

        Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.

Процент обучающихся, достигших базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке обучающихся по русскому языку и литературному чтению

2013-2014

учебный год

2014-2015

учебный год

русский язык

(в %)

литературное чтение

(в %)

русский язык

(в %)

литературное чтение

(в %)

Школа

71

74

75

79

Район

80

80

84

84

Округ

78

77

82

81

        На таблице мы видим, что процент обучающихся, достигших базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке обучающихся по русскому языку и литературному детей-тундровиков школы, на немного ниже среднерегиональных показателей, увеличился  рост уровня владения русским языком.

             Таким образом, овладение русским языком, его структурой и формами идёт у детей из числа коренных малочисленных народов Севера, параллельно с развитием логических форм мышления. Поэтому, такие факторы, как ограниченность детской лексики, отсутствие языковой интуиции – всё это требует от учителя начальных классов глубокого и содержательного осмысления речевой работы не только на уроках русского языка, но и на других предметах.

              Невольно вспоминаются слова А.Н. Толстого, сказанные ещё в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время - русский язык будут изучать по всем меридианам земного шара». Знание русского языка даёт возможность общения каждому человеку с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.

Литература

  1. Вербицкая Л.А.  Научно-методический  иллюстрированный журнал //Мир русского слова № 3 .– Издательство С-Петербургского государственного университета, 2006.
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
  3. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику//Психологические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку.-М.: Изд. Альфа, 1993.
  4. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский язык с увлечением//Сборник занимательных упражнений и игр. Изд. Екатеринбург, 1999.
  5. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию//Русский язык: Книга для учителя.- Симферополь: Таврида, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

Русский язык Правописание сочетаний чк, чн, щн Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов

Русский языкДата_________________Учитель:  Байгазакова Саулеш ТурсынбаевнаПредмет: русский язык. Класс - 2"Б"Тема урока: Правописание сочетаний  чк, чн, щн.Цель урока: формировать у уча...

Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "

Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна.

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык (расширенный уровень) . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна....

Возможности обучения русскому языку как неродному детей в полиэтническом классе

В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся  в классе, где ...