Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.
статья
На учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов. Статья описывает необходимость совершенствования механизмов оценки компетенции педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.
Активные динамические изменения, происходящие в современном обществе, не могут не затронуть школу. И школа, как живой организм, откликается на происходящие трансформации повышением квалификации специалистов, появлением новых форм и видов обучения. Сегодняшние школьники – это будущие специалисты во всех сферах народного хозяйства. В связи с этим, на учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.
Работа с педагогическими кадрами является важнейшим направлением деятельности. Она должна сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции. Однако в последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук.
Что включает в себя понятие компетентность? Это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие так: «Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях». К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
Какого специалиста мы называем компетентным?
- Обладающего специальной и профессиональной компетентностью в области преподаваемой дисциплины.
- Владеющего методической компетентностью в области способов формирования знаний, умений учащихся.
- Обладающего социально-психологической компетентностью в области процессов общения.
- Владеющего дифференциально-психологической компетентностью в области мотивов, способностей учащихся.
- Имеющего аутопсихологической компетентностью в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Развитие профессиональной компетентности учителя – сложный, многогранный процесс, связанный со всеми составляющими учебно-образовательного пространства курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогов.
Измерение и оценка качества повышения квалификации педагогов в системе дополнительного педагогического образования – одна из проблем, подлежащих изучению и обсуждению.
Оценка уровня профессиональной компетентности учителя (по Л.Ф. Ивановой)
Параметры | Критерии | Показатели | Инструментарий |
Мотивационно-ценностный | Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) | Личностный смысл получения знаний; Структура профессиональной мотивации; Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности | Анкеты-мониторы и тестовые задания |
Когнитивно-праксеологический | Уровень развития профессиональных компетенций учителя (на входе): психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная | Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность | |
Эмоционально-процессуальный | Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя | Удовлетворенность процессом обучения и его результатами | |
Когнитивно-интегративный | Уровень развития профессиональных компетенций учителя, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе): психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная | Приращение знаний; Динамика развития компетенций; Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность |
Мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя – это целый комплекс компонетов, в том числе:
1. Мотивационно-ценностный компонент. Он позволяет судить об отношении учителя к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию.
2. Когнитивно-праксеологический компонент. Он отражает уровень развития профессиональных компетентостей педагога.
3. Эмоционально-процессуальный компонент. Он показывает уровень удовлетворенности организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий.
4. Когнитивно-интегративный компонент. Другими словами, это уровень профессиональных компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе).
При этом подлежат наблюдению и учитываются следующие показатели:
o приращение знаний;
o актуализация знаний при решении практических задач;
o умение применить знания в новых ситуациях;
o объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность;
o структура профессиональной мотивации;
o динамика развития компетентностей;
o личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами;
o степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.
Говоря о мониторинге компетенции педагогов, нельзя не упомянуть, что исследователи часто сталкиваются и со всевозможными сложностями. Вот лишь некоторые из них:
∙ не проводится системная работа по анализу результатов измерения изменений профессиональной компетентности.
∙ отсутствует единый критериальный аппарат оценки изменений профессиональной компетентности;
∙ изучение профессиональной компетентности ограничивается когнитивным параметром; не ставятся цели изучения других параметров: мотивационно-ценностного, деятельностного и т.д.
Повышение качества профессиональной компетенции педагогов в конечном итоге эффективно влияет как на качество учебно-воспитательного процесса в целом, так и на уровень личной профессиональной удовлетворенности результатами своего труда каждым отдельно взятым преподавателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-219304-1362997906.jpg)
Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-269338-1372062482.jpg)
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681246-1444149163.jpg)
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/27/picture-102985.jpg)
Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".
О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...
ПАМЯТКА К КАРТЕ ОЦЕНКИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ПЕДАГОГА
Критерии оценки урока...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/28/picture-1324883-1616924797.jpg)
Памятка к карте оценки урока в соответствии с профессиональными компетенциями педагога.
В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-1388710-1645254263.jpg)
Критерий 4.7. Результаты независимой оценки профессиональных компетенций
Документы о соответствии квалификации (результаты участия в испытаниях (исследованиях) по независимой оценке квалификации и т.п.)...