«Информационно – коммуникационные технологии».
статья
Информационно – коммуникационные технологии.
Цели и задачи, стоящие перед современным образованием, сегодня меняются. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые стали жизненно необходимыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
«Информационно – коммуникационные технологии».
Подготовил: учитель
высшей квалификационной
категории
Степанова Е.А.
Информационно – коммуникационные технологии.
Цели и задачи, стоящие перед современным образованием, сегодня меняются. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые стали жизненно необходимыми.
В настоящее время от выпускников школ требуется не столько знание самых разнообразных наук, сколько умение адаптироваться в быстроменяющемся мире, способность оперативно находить нужную информацию, обрабатывать и систематизировать, творчески её осмысливать и интерпретировать. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Поэтому возникла необходимость использования в традиционном образовании современных информационных технологий, позволяющих реализовать принципы личностно - ориентированного обучения. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение. ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника, а не учителя, как центральную фигуру образовательного процесса, что ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. Учитель перестает быть основным источником информации, он организует самостоятельную деятельность учащихся, управляет ею, корректирует образовательный и воспитательный процесс, принимая на себя функции помощника, наставника или равноправного партнёра, в зависимости от решаемых задач. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач, своевременном мониторинге полученных результатов, корректировке и предупреждении возможных пробелов. Это позволяет в условиях традиционной системы образования развивать индивидуальные способности учащихся, органично использовать новейшие педагогические технологии.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ позволяет не только погрузиться в другой мир и увидеть его своими глазами, но и почувствовать возможность менять эту среду, управлять ею, активно воздействовать. Компьютер помогает создать условия для повышения качества обучения (совершенствование содержания образования, разнообразие методов и приёмов подачи материала, форм и видов деятельности учащихся). С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как: обучение в сотрудничестве, взаимном обучении; активизация познавательной деятельности, повышение мотивации к образованию и самообразованию; осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода; разрешать проблемы разных уровней и группового обучения, задействовать все каналы восприятия информации, прививать любовь к предмету, создать атмосферу психологического комфорта. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Применение ИКТ расширяет сектор самостоятельной учебной работы, а использование индивидуальной и групповой форм учебной деятельности позволяет достичь высоких результатов. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. В настоящее время недостаточно использовать, к примеру, презентацию как средство наглядности, необходимо повышать её интерактивность через применение гиперссылок, триггеров, различных видов анимации. При этом не стоит забывать о целесообразности и обоснованности того или иного эффекта, чтобы это не отвлекало ученика от предмета, а служило развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Поэтому ни в коем случае нельзя подстраивать урок под понравившийся яркий и интересный элемент компьютерных технологий. Главное – это целеполагание, а уже затем из того обилия материала, который в настоящее время нетрудно найти в Интернете, на мультимедийных дисках или создать самим, можно выбрать наиболее подходящий с методической точки зрения ресурс и органично ввести в структуру урока.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Электронные учебники, лекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного образовательного процесса. Построение опорных схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять материал, а использование при этом интерактивных возможностей создаёт эффект непосредственного влияния ребят на содержание слайдов, что является дополнительным стимулом к работе. Задания с последующей проверкой активизируют внимание, формируют орфографическую зоркость, служат для отработки правописных и грамматических навыков учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают процесс обучения более увлекательным. Уроки с ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, способности, увидеть абсолютно объективную оценку («машина эмоции не испытывает»), получить своевременную, «адресную» помощь. Компьютерные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии; обучающая программа помогает наглядно представить результат своих действий.
Использование компьютерных технологий возможно на различных этапах урока. На этапе повторения эффективны блиц-опросы, экспресс-задания, викторины, тесты, задания для самостоятельной работы с последующим воспроизведением правильного ответа.
На этапе активизации знаний, подготовки к восприятию нового материала можно предложить проблемные вопросы и задания, которые в сочетании с наглядностью и занимательностью, вносимыми ИКТ, под силу не только ребятам с высоким уровнем обученности. Лингвистические игры «Четвёртый лишний», «Эстафета», «Собери… (слово, предложение, фразеологизм, высказывание и т.д.)», кроссворды, ребусы, шарады, созданные с помощью компьютерных программ, повышают мотивацию ребят, настраивают на активную познавательную деятельность.
На этапе изучения нового материала возможно использование техники как объекта обучения или рабочего инструмента при исследовании лингвистического материала, в этом нам помогают демонстрационно-энциклопедические программы, электронные учебники, ЦОР, ЭОР, интерактивные презентации. Благодаря возможности сочетания в рамках одной программы текста, графики, звука, анимации, видеоизображения, репродуктивный и иллюстрационный методы переходят на качественно более высокий уровень.
На этапе закрепления нового материала можно организовать выполнение всех известных типов упражнений: вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов, задания творческого характера. Для отработки навыков правописания используются разнообразные обучающие программы типа «Репетитор», «Фраза», тренажёры, позволяющие развивать конкретные способности учащихся: внимание, память, мышление.
Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и формированием навыков учащихся. Такой контроль можно осуществлять и с помощью тестирования, и с применением различных игровых программ («Кто хочет стать миллионером (отличником знаний)?», «Поле чудес»), создание которых уже освоили не только учителя-информатики. Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет
интенсифицировать образовательный процесс: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; организовать самообучение и взаимное обучение ; проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся за короткий промежуток времени; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять схемы, алгоритмы. Чтобы грамотно писать, недостаточно простого знания орфографических и пунктуационных правил. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает: в процессе работы учащихся с электронными образовательными ресурсами, резко повышающей их мотивацию, направленной на результативность и нацеленной на успех, появляются подобные навыки и умения. Ученик, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы, своевременно корректируя допущенные ошибки.
Использование тестовой технологии.
Многие преподаватели считают, что ни одна из имеющихся систем педагогических измерений не является совершенной. Проблема объективной оценки выполненной учащимися работы особенно остро стоит в настоящее время в связи с введением обязательного ЕГЭ по русскому языку и математике. Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка роль тестирования (одного из наиболее точных методов педагогических измерений) возрастает.
Термин «тестирование» восходит к английскому «test» – испытания, исследование. По определению А.К. Майорова, «test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу».
Педагогический тест– это система заданий, направленных на измерение уровня знаний по определённой теме, разделу, учебной дисциплине. Тестовая технология позволяет за небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебной информации, объективно оценить знания, умения и навыки учащихся, проанализировать индивидуальные и типичные ошибки, наметить пути их устранения. XXI век предъявляет три главных требования к тестовой технологии: это адаптивность, качество и эффективность. Адаптивность тестовых технологий связана с индивидуальными различиями испытуемых, повышением уровня сложности заданий в зависимости от успешности ответов на предыдущие вопросы. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и точностью тестовых результатов. Эффективность технологий предполагает уменьшение времени проведения тестирования при повышении его результативности. Это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся, без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, провести мониторинг, поставить цели на будущее. Тестовая технология имеет ряд положительных сторон для всех участников образовательного процесса. Тестовый контроль мотивирует учащихся, повышает их интерес к предмету. Ученик получает объективную отметку, может просмотреть результат выполнения работы и сразу увидеть ошибки, что способствует развитию самоконтроля. Ряд тестовых программ («Тест-шаблон», «Конструктор тестов»,«HotPotatoes6», тесты, созданные в программе PowerPointс применением макросов, триггеров) позволяют автоматически оценивать выполненную работу, сохранять результат. В случае ошибки тестируемый может увидеть не только правильный вариант ответа, но и его объяснение, возможна отсылка к электронному учебнику, комментариям к заданию.
Традиционно выделяют три вида теста: входной (диагностический), промежуточный (проверочный) и контрольный.
Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет определить, насколько школьники подготовлены к усвоению нового учебного материала, увидеть слабые стороны как всего классного коллектива, так и каждого конкретного ученика. Анализ результатов теста помогает предупредить возможные проблемы с усвоением нового материала, спланировать и организовать индивидуальную работу. Такое диагностическое тестирование способствует мотивированному отбору заданий для своевременного повторения с учащимися того материала, на котором основывается изучение новой темы. Электронное тестирование позволяет соединить процесс проверки компетенций учащихся с повторением, направленным на коррекцию знаний и навыков. В этом совмещении контроля с актуализацией знаний и повторением – одно из существенных преимуществ использования ИКТ в тестовой технологии.
Промежуточный тест проводится после изучения нового материала, но перед решением основных задач на применение полученных знаний. Основная цель этого тестирования – проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов их применения. Тесты такого вида можно использовать и для индивидуальной, и для групповой работы, и для работы в парах. Комментарий к правильному варианту ответа ученик может получить от учителя или одноклассника, узнать, открыв учебник или электронную ссылку. Промежуточные тесты нацелены в первую очередь на корректировку знаний учащихся, анализ уровня подготовки на пути к контрольному тестированию.
Контрольные тесты используются после многократной отработки навыков учащихся, выполнения различных тренировочных упражнений, заданий творческого характера, связанных с применением новых знаний на практике. В такие тесты включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, требующие осознанного применения полученных знаний, использования их в новой ситуации, на новом языковом материале. Как правило, для контрольного тестирования используются тесты с заданием одного уровня: это объясняется тем, что на итоговой аттестации в 9 классе и на едином государственном экзамене выпускники находятся в равных условиях, им предлагаются аналогичные задания вне зависимости от индивидуальных особенностей. Но не стоит забывать о преимуществах дифференцирующего обучения, о возможности применения для контроля и разного уровня тестов. К примеру, для базового уровня – выбор единственно верного ответа с объяснением в случае ошибки; средний уровень – выбор единственно верного ответа, множественный выбор; повышенный уровень – множественный выбор, короткий ответ. Эта дифференциация может отразиться как на типах заданий, так и на комментариях к ответам: учащиеся базового уровня в случае ошибки могут увидеть объяснение и правильный ответ, а повышенного уровня, например, получают ссылку к параграфу учебника. Какой вариант выбрать – решать учителю, но выбор этот должен быть обоснован особенностями изученного материала, классного коллектива, целями данного теста.
При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют измерить у школьников уровень умения решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Различают задания открытого и закрытого типа.
Задания закрытого типа предусматривают несколько предписанных, предварительно разработанных вариантов ответа на поставленный вопрос. К ним относятся следующие виды.
Задания с альтернативным выбором, когда из предложенного списка выбирается один ответ («да» – «нет», «правильно» – «неправильно», «дополнение» – «подлежащее», «синонимы» – «антонимы» и т.д.). На уроках русского языка задания с альтернативным выбором обычно используются для выявления уровня усвоения сложных развернутых определений, понятий, правил.
Задания с множественным выбором. Отличаются вариативностью выбора ответа. Тестовые задания с множественным выбором используются в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по нескольким показателям, протестировать глубину понимания того или иного явления, процесса. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе из предложенного набора одного варианта, который, по его мнению, наиболее правильный, лучший или единственный в решении поставленной задачи или вопроса. Либо предполагается выбор нескольких вариантов ответа – в этом случае необходимо предупредить тестируемого, что нужно выделить не наиболее правильный, а все верные (неверные). Программа «HotPotatoes6»при составлении и использовании электронного теста даёт возможность выбора нескольких верных (неверных) вариантов ответа.
Задания на установление соответствия. Предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти соответствие в другой колонке; вопросы пронумерованы, ответы обозначены буквами. Число ответов может превышать число вопросов для исключения простой «подгонки». Задания такого типа используются для оценки знаний явлений, закономерностей, тесно связанных между собой, или отличительных признаков сходных явлений, фактов. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
Задания на установление последовательности. Используют для проверки воспроизведения терминов, определений, алгоритма применения орфографического правила.
При выполнении заданий открытого типа (свободного изложения) учащимся необходимо самим записать одно или несколько слов, словосочетание, фразу, предложение. Используются для оценки как репродуктивной, так и продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Различают два вида заданий открытого типа: 1) задания на конструирование, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах относительно формы: нет указаний на предполагаемый объём ответов при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа; 2) задание на дополнение, для выполнения которого ученику необходимо записать на месте пропусков (их может быть несколько; дополнять нужно самое главное, знание чего необходимо проверить) слово или словосочетание. При дополнении задания должно получиться истинное или ложное высказывание.
Продумывая задания к тесту, важно помнить о правильном составлении и ответов к нему.
Таким образом, повышение и объективность контроля, лёгкость диагностики уровня обучения и обработки статистических данных, активизация и мотивация деятельности учащихся позволяют улучшить качество учебного процесса за счёт применения тестовой технологии на уроках литературного чтения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
«А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
(урок литературного чтения)
3класс
Провела: учитель первой
квалификационной
категории
Есмагулова Т.В.
Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: создать условия для введения учащихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи: Образовательные:
проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
формировать умение ориентироваться в тексте;
расширить словарный запас детей.
Развивающие:
развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
прививать любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
развивать позитивную самооценку обучающихся.
Используемые методы и приемы:
словесный (рассказ, беседа);
наглядный (демонстрация, иллюстрация);
практический (упражнения, работа с книгой);
репродуктивный; исследовательский.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение 3 класс»
«Толковый словарь русского языка.» С.И. Ожегов. М. «АЗЪ» - 1996 г.;
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
электронная презентация «Урок в 3 классе»;
музыкальный клип из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
выставка книг А.С. Пушкина;
выставка рисунков обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
слоговые таблицы;
карточки с заданиями для групп;
реквизиты для сценки.
I. Организационный момент.(слайд 1)
- Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ и детских садов нашего города. (Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
II. Развитие речевого аппарата.
- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
- Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает скороговорку один ученик).
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
III. Актуализация знаний.
- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)
- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание для групп первого и второго рядов.
- Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.
Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
- Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
IV. Постановка целей и определение темы урока.
- Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией писателя.
- Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ ученицы.
- Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
2. Работа по учебнику - Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
- Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
VI. Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
- Кто помог провести физминутку?
VII. Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)
1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
- Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
- Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным карандашом.
- Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
- Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
Чтение по ролям.
- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
- Как жених величает месяц?
- Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
- I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
- Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»
-Ребята подготовили еще один отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас его нам покажут. Звучит музыка. (слайд 15)
- Чем закончилась сказка? (слайд 16)
- И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
3. Рифма.
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка - окошко
река - облака
опушка – кукушка
- Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик. (слайд 20) (слайд 21)
- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
- Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Выступление на МО...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования
Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....
Творческая работа «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в моем образовательном учреждении, создание единой информационно-образовательной среды школы»
Творческая работа для участия в краевом этапе "Учитель года-2015"...
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...