Мастер-класс «Создание короткометражных и мультипликационных фильмов как способ духовно-нравственного воспитания учащихся»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бугаева Ольга Олеговна

Мастер-класс «Создание короткометражных и мультипликационных фильмов как способ духовно-нравственного воспитания  учащихся» в рамках Межрегиональной конференции "Предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР в контексте реализации национального проекта "Образование". Мультипликационный фильм – это действенный инструмент обучения и воспитания в процессе социализации. С приходом информационных технологий в образование открыло различные инновационные направления, что дает возможности расширить объем знаний для учащихся. В работе нашей студии мультипликации часто применяем технологии, которые дают возможность более ярко и доступно показать образы главных персонажей, сюжеты происходящего.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx671.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Мультипликация как способ духовно-нравственного воспитания

младших школьников»

1. Вступительное слово. Приветствие участников.

2. Теоретическая часть.

Развитие высоконравственной личности как приоритетная задача в сфере воспитания детей.

«Руководить нравственным воспитанием –

это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,

который выражается в том, что  каждый воспитанник

 о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится,

кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Вопрос поиска духовно – нравственных ориентиров является одной из ключевых проблем современного общества. Многими специалистами современная ситуация осмысливается как «антропологическая катастрофа», когда происходит «диссоциация собственно человеческого в человеке- от полной потери смысла жизни у одних до полной потери нравственного облика человеческого у других».

В таких условиях происходит переоценка роли и статуса образования, школы: - «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства»,- говорится в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, - говорится в «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года – является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мировому созиданию и защите Родины».

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.  Именно поэтому в формировании личности велика роль учителя начальных классов. Педагог сам является носителем ценностей и передает свои знания детям. Но знать и понимать – не одно и то же. Понимание- присвоение смыслов через деятельность.

В связи с вышесказанным, несомненно, актуальным для педагогов является вопрос выбора содержания и формы работы в области духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, так как эта область связана со сложноорганизованным, многогранным внутренним миром человека. По словам В.И. Слободчикова, внутренняя жизнь человека- «это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное».

Мультипликация как способ духовно-нравственного воспитания

Процесс освоение морально-нравственных ценностей непрерывен, однако он проходит по определённым закономерностям и этапам. Как отмечают психологи, младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда нравственные ценности осваиваются в результате подражания, повторения за значимыми взрослыми – родителями, учителями, с ориентацией на поощрения. Однако объектом подражания могут стать не только значимые взрослые, а, например, историческая личность, герои из книг, фильмов и мультфильмов. Последние, в виду своей направленности на детскую аудиторию, оказывают наибольшее влияние на детей.

Младший школьник начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, в окружении школьника. Ученик уже способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно моральным нормам. Кроме того, младшие школьники обнаруживают повышенное внимание к нравственной стороне поступков и стремятся оценить поступок с моральной стороны, нормы поведения превращаются в требования к самому себе.

Исследования отечественных педагогов и психологов показывают, что мультфильмы являются эффективным воспитательным средством, влияющим на поведение детей, их взгляды на окружающий мир, понимание добра и зла. Но зачастую современные мультфильмы не дают детям нужной «пищи для размышления», и направлены исключительно на развлечение, которое не даёт ничего нужного для развития личности. В мультфильме с красивой картинкой не нужно анализировать ситуации, принимать ту или иную точку зрения, делать для себя важные умозаключения. Всё кажется простым и лёгким. Таким образом, зритель, не имея представления о моральных ценностях, в будущем становится человеком, не понимающим важности помощи, труда, человечности.

Людям свойственно подражать своим кумирам, а детям – персонажам из любимых мультфильмов. Маленькие зрители перенимают привычки героев, манеры речи и поведения, следуют мнению любимого героя о том или ином явлении. Подражание, в свою очередь, влияет на реальные поступки зрителя. Из детей, которые с детства усвоили для себя значение дружбы, честности, разницу между добром и злом, вырастают люди с важнейшими нравственными качествами, которые не приносят вреда обществу, а напротив, готовы к созидательной деятельности.

Мультипликационный фильм – это действенный инструмент обучения и воспитания в процессе социализации.

В нашей стране в 1936 в июле была открыта студия «Союзмультфильм». Первым мультфильм «В Африке жарко» был в черно-белом исполнение. Через год уже делали и цветные мультфильмы. Эти первые анимационные фильмы содержали в себе понятия о добре и зле. В тяжелые годы Великой Отечественной Войны были созданы несколько мультфильмов для детей и о детях этого времени, в которых говорилось о патриотизме, и силе духа. Среди них «Солдатская лампа», «Воспоминание», «Солдатская сказка». За годы существования студии «Союзмультфильм» было создано огромное количество настоящих произведений искусств. Где главным определяющим моментом есть духовно-нравственное воспитание.

«Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребенке сочувствие, покровительство немощным и доброту" – говорил Иоанн Павел II.

С приходом информационных технологий в образование открыло различные инновационные направления, что дает возможности расширить объем знаний для учащихся. В работе нашей студии мультипликации часто применяем технологии, которые дают возможность более ярко и доступно показать образы главных персонажей, сюжеты происходящего.

Для этого вначале мы отбираем небольшое произведение, в дальнейшем составляем сценарий, определяем главного персонажа, будь это человек или животное. Главное требование для учащихся, чтобы в сюжете не было сцен насилия и жестокости. Темы для будущих мультфильмов могут быть разными от сказок и до фантазий, также темы, касающиеся школьной программы. Сам процесс имеет свои сложности, работать приходится с пластилином, что дает возможность развить мелкую моторику, почувствовать объем предмета. Проектная направленность студии дает возможность работать как индивидуально, так и коллективно. В работе над мультфильмом педагог ведет контроль и делает корректировку при необходимости. Итогом всей работы должен стать результат - продукт. В нашем случае анимационный фильм. Презентация мультфильма  проходит в школе.

Таким образом, грамотно подобранный сюжет и выполненный мультипликационный фильм помогает школьнику погрузиться в мир фантазии, расширить его художественные представления; ненавязчиво рассказывает о плохом и хорошем, добром и злом; заставляет поразмышлять над жизненными ситуациями, подталкивает к хорошим поступкам. Не стоит забывать и о выразительных возможностях цвета, пятна, линии, музыкальности, динамичности и в то же время лаконичности мультипликационного фильма. Подводя итог, мы убеждены, что мультипликационное кино может найти широкое применение в воспитательной и образовательной деятельности.

3. Показ мультфильмов «Рождественское чудо», «Притча о божьей коровке», «Как хулиганы стали спортсменами».

4. Практическая часть.

А. Работа в группах по созданию мультфильма

Этапы работы:

  1. Выбор и обсуждение сюжета.
  2. Определение главных героев, их рисование или лепка. Рисование фона.
  3. Раскладка сюжета по кадрам.
  4. Съёмка, запись звука.
  5. Монтаж.

Б. Работа на мультстанке. Съёмка мультфильма

В. Работа на компьютере в программе Pivot Animator

Г. Работа на кинетоскопе.

5. Итог мастер-класса. Просмотр получившихся мультфильмов. Обсуждение.

D:\Оля\Школа\фото с телефона\6\image-0-02-05-959c1c17147b38d056ebf3136c8ba6045defa4dfd411877cf9e3bc09af768070-V.jpgD:\Оля\Школа\фото с телефона\6\image-0-02-05-e03708ec20651060ea33c56665bc8f11a22af242442232de37c8f3f75521d32b-V.jpgD:\Оля\Школа\фото с телефона\6\image-0-02-05-f0cd73fcfed3011e1dc1e0117291016b3fadca05dfdc7a30bde2543577b30a3e-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)

Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбо...

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Мастер-классТема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...

Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"

Вопрос духовно-нравственного воспитания  детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. ...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

«Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников»

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это  использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.Притча - это короткий н...