Главные вкладки

    Исследовательские технологии
    статья

    Никитина Наталья Сергеевна

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Современные педагогические технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon issledovatelskiy_metod_v_obrazovanii.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

    Исследовательское поведение и исследовательское обучение

          Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
    Исследовательское поведение — особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
       Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в образовании.
      Противодействие «традиционного» или, точнее, «информационно-рецептурного» обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет. Известный русский и советский педагог И. Ф. Свадковский еще в начале ХХ века писал о том, что «в традиционной школе провозглашенному принципу свободы ученика соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30—40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем». Он же отмечал, что чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая пропасть отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением «дальтон-плана», «метода проектов», «бригадно-лабораторного метода», дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

        С того времени прошло около сотни лет, но по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.
        В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…». Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того, как родители впервые приведут его в детский сад.
       Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Хотя нельзя не отметить, что понятия «исследование» и «исследовательская деятельность» прочно связаны в нашем сознании с понятиями «наука» и «научная работа».
       Общая тенденция развития современного и материального, и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире — как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

            — Давайте вспомним пять основных общедидактических методов обучения.
    Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:
    • объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
    • репродуктивный;
    • проблемное изложение;
    • частично поисковый (эвристический);
    • исследовательский.
    Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные (четвёртый и пятый методы) и репродуктивные методы обучения(первый и второй методы).

    — В чём отличие группы репродуктивных методов обучения от группы
    продуктивных методов обучения?
    К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
    Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
        Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение — промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
    Остановимся на продуктивных методах обучения.  
    Их выделяют два — частично-поисковый и исследовательский.
     
    Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод — что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.
       Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
      Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны специалистов. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
        Во-первых, необходимо учитывать, что это — наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и  общества.
        Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
    Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка
    эмоции, такие как альтруизм, стыд, зависть средовых воздействий. Признают они и то, что поведением управляют внутренние потребности, но считают их мало контролируемыми самим ребенком.

        Соотношение исследовательского метода и проблемного                                                обучения.

    Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение-это лишь иное название исследовательского метода обучения, хорошо известного в … дидактике. М.А. Данилов пишет, что "неправомерно рассматривать проблемный и исследовательский методы как самостоятельные"4      

               Исследовательский метод не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Во-вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе. И, в-третьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться".
              Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором (дополнительной) информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных работ и на внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классно-урочных занятий. Исследовательский метод в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия. Однако он не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, т.е. деятельности, носящей характер практического или художественного творчества. Иначе говоря, исследовательский метод мы понимаем только как
    один из путей реализации принципа проблемности.           Следовательно, исследовательский метод обучения соотносится с проблемным обучением как часть и целое, он является его структурным элементом. Поэтому они не могут отождествляться и быть взаимозаменяемыми.

                          ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    Организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней такого рода обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает методы ее решения. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения. На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения.

    Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

    Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

    1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.

    При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

    2. Выявление и формулирование общей проблемы.

    Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

    3. Формулировка гипотез. 

    Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

    4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

    Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

    5. Сбор данных.

    На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).

    6. Обсуждение полученных данных.

    Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

    1. письмо-отчет на сетевой конференции;
    2. чат;
    3. Веб-страницы по теме;
    4. аргументация;
    5. ролевые игры, пр.

    Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

    7. Проверка гипотез.

    Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

    8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.

    Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

    9. Применение заключений, выводов.

    Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

            — Какие навыки и умения логического и творческого мышления необходимы учащимся при решении исследовательских задач?  

                 В исследовательском поиске необходимы инструментальные навыки, а         также умения логического и творческого мышления, требующиеся при         решении исследовательских задач.

    . К ним мы относим:
    • умение видеть проблемы;
    • умение задавать вопросы;
    • умение выдвигать гипотезы;
    • умение давать определение понятиям;
    • умение классифицировать;
    • умение наблюдать;
    • умения и навыки проведения экспериментов;
    • умение структурировать полученный в ходе исследования материал;
    • умение делать выводы и умозаключения;
    • умение доказывать и защищать свои идеи.

            

            При организации исследовательской работы в начальной в школе необходимо учитывать возрастные психолого-физилогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочныъх занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

             Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашеним старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей).

            Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной         и         исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных         занятиях, начиная со 2 класса (таких как: целеполагание,         формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так         далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного         проекта или исследования, в 4-м – двух проектов или исследований.         Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и         исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное         время, но при условии личностно мотивированного включёния ребёнка         в работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по этике(4кл)проектно-исследовательская технология

    Буду рада,если коллеги воспользуются уроком,который был проведен на городском семинаре по внедрению педагогических технологий....

    Статья «Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

    Содержание: Актуальность использования метода проектов в начальной школе Проект, как метод обучения 2.1. Метод учебных проектов Виды проектов и особенности видаЭтапы работы над пр...

    ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В статье рассказывается о значении и особенностях  использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....

    Доклад"Проектно-исследовательская технология" с презентацией

    Доклад " Проектно-исследовательская технология " с презентацией...

    ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

    Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

    Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....