Теория решения изобретательских задач как средство формирования универсальных учебных действий.
статья

Букова Ирина Петровна

Уроки с использованием приёмов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

ТРИЗ - технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_-_statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательских задач как средство формирования универсальных учебных действий.

« Если мы будем учить сегодня так,  

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

 Джон Дьюи

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников является использование приёмов технологии ТРИЗ. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Ведь одним из механизмов реализации данной технологии является деятельный подход.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии».

Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития детей школьного возраста.

В основе ТРИЗ лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения;

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Таким образом, ТРИЗ - педагогика направлена на формирование у обучающихся познавательной группы универсальных учебных действий:

общеучебных - самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи; поиск и выделение необходимой информации;

логических – анализ и синтез, следование алгоритму, самостоятельное выведение правил, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование;

а также действий по постановке и решению проблемы, которые заключаются в формулировании  и самостоятельном решении проблемы творческого и поискового характера.

Эта технология ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи. Предоставляет возможность регулярно тренировать творческое мышление. На изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем, развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления,  воспитывает готовность к восприятию нового и, как следствие, обеспечивает профессиональный рост.

На своих уроках я использую многие методы и приёмы ТРИЗ. Вот некоторые из них.

Морфологический ящик / копилка - приём служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.

Создай паспорт - приём направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный приём составления обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Приём «Лови ошибку!» Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать ― опасные места интонацией или жестом. Главное научить детей предупреждать ошибки. Цель этого приёма – добиться понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа.

Приём «Инсерт» - во время чтения текста следует делать на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Синквейн. Алгоритм синквейна.

1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.

2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка - обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Метод мозгового штурма - совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.  

Метод «Да-нетка»  - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод «Системный лифт» - для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

Метод «Составление плана / раскадровка  - для составления простого и развёрнутого плана прочитанного произведения.

Методов и приёмов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие успешно применяются на уроках в начальной школе.

Таким образом, уроки с использованием приёмов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

ТРИЗ - технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации школы.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий

Некоторые методические аспекты интегрированных уроков в начальных классах с технологической картой конкретного урока....

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Учебный эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий

Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника....

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Педагогический проект "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Данный практико-ориентированный педагогический проект представляет собой описание организационно-педагогических условий использования системы проектных задач как средства формирования универсальных уч...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...

Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

Важной особенностью содержания современного начального образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Особое место от...