Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня
статья

Мишкина Ирина Николаевна

Технологии и приемы здоровьесбережения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряжённой работе.

Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Необходимо применять оздоровительные мероприятия в учебном процессе. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определённые группы мышц и по форме поведения.

Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика  нарушений осанки. Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20-й минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещённом помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально, фронтально. Длительность – 5-8 минут.

Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены – 35 минут.

Формы проведения оздоровительных мероприятий.

Оздоровительные. К ним относятся:

Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).

Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся. Используют игры малой и средней подвижности. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Животный мир» можно провести игру «Мышеловка», «Хитрая лиса».

Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П.Чайковского «Времена года» и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т.п.

Ритмические. Данные физкультурные минутки отличаются от танцевальных чётким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету, заранее записав на неё музыкальное произведение и ритмическое стихотворение. Это позволит учителю акцентировать внимание на выполнении учащимися двигательного задания, а также поберечь голосовой аппарат. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

• Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

• Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

• Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

• Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

• Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Отпустить руку. Повторить 10-15 раз.

• Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

• Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.

• Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4-6 раз.

Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика под счёт, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц.

Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета.

Когнитивные. (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

Дидактические игры с движениями. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки».

Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающиеся игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движение и повтори».

Креативные (творческие).

Гимнастика для ума. Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарём. Например, мячом можно «рисовать», на нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т.д.

Сюжетно-ролевая игра (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях). Например, игра «Магазин игрушек». Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ.

Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения. Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика. Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка, на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные. Учащиеся должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный, грустный; кошка – гуляет, спит, умывается.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продленного дняпозволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня.

В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник...

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...