Реализация этнокультурного образования через интеграцию учебных предметов.
методическая разработка
В статье представлен опыт реализации этнокультурного образования через интеграцию предметов гуманитарного, естественно-научного и художественно-эстетического циклов, которая позволяет создать оптимальные условия для формирования у младших школьников представления о целостной картине мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Елфимова Светлана Альбертовна,
Потехина Людмила Геннадьевна,
г. Сыктывкар, МОУ «СОШ №30»,
учителя начальных классов
В нашей республике была принята Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы. Концепция нацелена на воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, умелого хранителя традиционной культуры коми, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности
Этнокультурное образование – это целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становление и воспитание личности на традициях культуры этноса. Формирование у младших школьников представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции гуманитарного, естественно-научного и художественно-эстетического циклов, которая и систематизирует разрозненные представления учащихся о быте, традициях, исторических событиях региона, готовит учащихся к более глубокому осмыслению философско-культурного пространства.
Интеграция – это процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Под технологией интеграции мы понимаем совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности.
Интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Цель интегрированных уроков – предоставить детям широкую целостную картину мира с его внутренними взаимосвязями между различными областями знания, развивать обучающихся как личности, которые несут ответственность за судьбы мира.
Этапы интегрированного урока.
На первом этапе – этапе целеполагания – формулируются цель и задачи организации интеграционных процессов, к чему привлекаются все ее субъекты; создаются условия для того, чтобы эти цели стали личностно значимыми для всех участников организуемого процесса, сориентированы между ними.
Второй этап – подготовительный. Он включает в себя планирование урока, конструирование содержания урока, подготовку учащихся к интегрированному уроку. Большое значение имеет планирование интегрированных уроков. На первом этапе следует проанализировать программы по предметам, выделить сходные и единые темы и определить связи между ними. Наглядно представить расположение учебного материала по темам помогает составление синхронистических таблиц. (Приложение)
Третий этап – исполнительский (этап реализации технологии).
Четвёртый этап – рефлексивный. На этом этапе подводятся итоги, анализируются результаты работы и организация деятельности, оценивается продуктивность технологии.
Интегрированные уроки окружающего мира и литературного чтения (произведения коми писателей) в 4 классе.
Тема урока: «Природные зоны России. Тундра. Е. Рочев «Хитрый план», В. Журавлёв –Печорский «Пробуждение земли», «Дикие куры», «Исчез песец».
На подготовительном этапе учащимся было дано задание прочитать произведения Е. Рочева «Хитрый план» и В. Журавлёва-Печорского «Пробуждение земли», «Дикие куры», «Исчез песец».
На уроке учителем организуется групповая работа. Класс делится на «географов», «зоологов», «ботаников», «этнографов». Группы получают карточки с заданиями, фотоиллюстрации. Идет распределение заданий, обсуждение конечного результата. В процессе работы учащиеся используют текст учебника «Окружающий мир», «Атлас-определитель», произведения коми писателей. «Географы» находят в текстах произведений информацию о климатических условиях и природных явлениях тундры, пользуются картой природных зон. «Зоологи» готовят сообщение о животных тундры, о том, как они приспособлены к условиям жизни, составляют цепи питания. «Ботаники» читают о растениях тундры и находят в произведении народную примету, изучают растения и их особенности по гербарию. «Этнографы» изучают образ жизни оленеводов.
Затем каждая группа представляет найденную информацию. Во время выступления учащиеся зачитывают отрывки из произведений Е. Рочева и В. Журавлёва-Печорского, которые ярко иллюстрируют особенности тундры. В конце выступления задают приготовленные вопросы одноклассникам.
Особое значение на этом интегрированном уроке имеет то, что учащиеся включаются в самостоятельную исследовательскую работу и делают для себя открытие, достигают цели урока, она становится общей для уроков окружающего мира и литературного чтения.
Вывод: интеграция учебных предметов – это возможность
- воспитывать любовь к родной земле через знакомство с историей коми народа, его традициями, обычаями, духовными ценностями;
- формировать личность учащегося, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций коми народа;
Источники и литература:
- Гайсина, Р.С., Головнева, Е.В., Гребенникова, Д.А. Этнокультурное образование младших школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – Режим доступа: http://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=38145 - дата обращения: 18.11.2018.
- Литературное чтение. 4 класс: Учебник для изучающих коми язык как неродной: в 2 частях. / Автор-составитель Н.Н.Токарева. – Сыктывкар: ООО «Анбур». – 2013. – 176 с.
- Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока // Методист. - 2003. - № 6. - 52-54 с.
- Плешаков, А. А., Крючкова, Е. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.
- Салаватова, А.М. Этнокультурная направленность образования: сущность и понятие. [Электронный ресурс] / А.М.Салаватова // Тенденции развития науки и образования. – 2017. - № 23-4. – 20-23с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29026121 -дата обращения: 18.11.2018.
- Теремов, А.В Интеграция школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Необходимость и возможность // Естествознание в школе. - 2004. - № 4. - 18-22с.
- Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.
- Шеболкина, Е.П. Этнокультурное образование в Республике Коми: цели и принципы // Образование в Республике Коми. - 2011. - № 1. - 40-43 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55860.jpg)
« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-229389-1364491309.jpg)
Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе, как один из способов в формировании универсальных учебных действий.
Статья для учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-1098096-1546664339.jpg)
Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»
Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. ...
Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе
Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340107-1626593922.jpg)
Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи
йПрактика многолетней деятельности решения поставленных ФГОС НОО задач показывает, что для успешного их решения необходим переход- от обучения, как преподнесения...
Раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся через интеграцию учебной и внеурочной деятельности
Раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся через интеграцию учебной и внеурочной деятельности...