Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Литвинцева Татьяна Александровна

Технология продуктивного чтения - современная образовательная технология. На основе увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, развиваются интеллектуальные и познавательные способности школьников. В данной статье описаны три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения, что составляет принцип технологии продуктивного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

Современная образовательная технология

Технология продуктивного чтения.

Автор: Литвинцева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов

г.Курганинск

I. Актуальность.                  

        (Слайд 1.) Не секрет, что большинство современных школьников вряд ли считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования. (Слайд 2.) Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники русского  языка, окружающего  мира,  изобразительного  искусства  и  других школьных дисциплин.    

(Слайд 3.) Для меня всегда были актуальными вопросы:

  • как сделать так, чтобы учащиеся полюбили читать книги?
  • как научить своих учеников продуктивно работать с текстом?
  •  как  сделать процесс чтения интересным и увлекательным?

        Ответом на мои вопросы стало использование технологии продуктивного чтения, основоположником которой является профессор Н. Светловская.

        II. Теоретическая часть.

        (Слайд 4.) Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

        Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.

        Достижение цели предполагает  решение следующих задач:

  • формирование умения осознанного чтения и извлечения необходимой информации из прочитанных текстов;
  • развитие  потребности  читать;
  • воспитание через литературу нравственных  качеств, эстетического вкуса;
  • овладение речевой и коммуникативной культурой.

Средства — приемы понимания и анализа текста.

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока, при котором происходит  передача ученикам готового знания. 

Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.

        (Слайд 5.) Технология включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения. (Слайд 6.)

        Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам с опорой на читательский опыт; создание проблемных ситуаций.

        Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию

прочитать книгу. Работа на первом этапе заканчивается постановкой цели урока.

  • 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
  • Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
  • 2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 7.)

Цель  –   понимание  текста   и   создание   его  читательской   интерпретации

(истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

(Слайд 8.) Приёмы :

  • Комментированное чтение.
  • Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, постановка обобщающих вопросов в целом к тексту, выразительное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
  • По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
  • (Слайд 9.) Чтение вслух или про себя в режиме диалога с автором. Приём "диалог с автором" имеет условное обозначение
    ребёнок с книгой.
     

Учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

                Чем это можно объяснить?

                Что из этого следует?

                Что сейчас случится?

                Почему именно так?

                Для чего..?

                Кто такой.?

        Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 10.)

Цель   –   корректировка   читательской    интерпретации   в   соответствии   с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

  • Ставлю вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
  • Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности  рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
  • Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 
  • Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
  • Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
  • Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

        Данные приёмы работы направлены на обобщение полученной информации  и развитие собственного отношения к изученному произведению.

         Заключение

Стержнем в школьном образовании служит чтение.

(Слайд 11.) На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь,  развиваются интеллектуальные и познавательные способности школьников. 

(Слайд 12.) Технология продуктивного чтения направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Если в начальной школе ученик  научится беглому и осознанному чтению,  извлекать из прочитанного нужную информацию, он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

(Слайд 13.) Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
  2. Ориентирована на развитие личности читателя.
  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла…

Практическая часть

Приведу пример урока литературного чтения в 3 классе: М.Зощенко «Великие путешественники".

Уважаемые коллеги, вы на время третьеклассники.

1 этап.  Работа с текстом до чтения.

(Слайд 14.) 1) Посмотрите, пожалуйста,  на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе?

 (Слайд 15.) 2)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о ком же будет автор нам рассказывать?

(Слайд 16.) 3)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста?

4) Какова цель нашего урока?

На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.

Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!

Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.

(Слайд 17.) 2 этап.  Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания. 

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором».

Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. 

Чтение текста (1 стр.)

1-я остановка 

  1. Кто герой произведения?
  2. От чьего лица ведётся повествование?
  3. Чей голос мы слышим?
  4. Вступите в диалог с автором.
  • Почему Стёпка рассердился?
  • Кто присутствовал на общем собрании путешественников?
  • Что задумали ребята?

Приём «Словесное рисование» (работа в группах)        

  • Какими  вы себе представляете Стёпку, Миньку ?
  • Как вы думаете, получится ли у ребят осуществить задуманное?

2-я остановка .(Предложения о подготовке к путешествию.) Приём «Диалог с автором».

  • Как ребята готовились к путешествию?

3-я остановка. (Предложения о самом путешествии.) Приём «Диалог с автором».

  • Как относились Минька и Лёля  к Стёпке? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли.
  •  Почему Лёля была не рада путешествию?
  • Какую хитрость придумала Лёля, чтобы вернуться домой?
  • Объясните фразеологизм «куда Макар телят не гонял». Что он передаёт?
  • Почему Стёпка поверил, что «… обогнули Землю»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.
  • Что такое могло случиться потом?  Порассуждайте.

Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

4-я остановка (Предложения о встрече с родными.) Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение.

Прогнозирование: как вы думаете, что мы должны узнать из последнего отрывка рассказа?

(Слайд 18.) 3 этап. Работа с текстом после чтения.

 Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

  1. Беседа по тексту
  • Ваши впечатления от рассказа?
  • Как бы вы его озаглавили? Почему так?
  • Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесёте эти слова : с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?
  • Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка?
  • По каким признакам рассказ этот можно назвать юмористическим?
  • (Слайд 19.) О чём важном хотел рассказать Зощенко?
  • Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?
  • (Слайд 20.) Творческая работа- придумай продолжение рассказа, составь план к тексту.
  •  Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?

  1. Рассказ учителя о писателе М.Зощенко.

        Закончить я хочу словами  В.Сухомлинского :

"Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами."
(Слайд 21.)

        

При подготовке данного мастер-класса я использовала такую литературу и материалы сайтов.

1.  Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.

2.  Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс,

3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

5.Сайт « Школа 2100»

6.http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581

7. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

8. http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.

Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....