Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Авдеева Наталья Валентиновна

В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы по формированию универсальног учебного действия моделирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогических условия  формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников.

    Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе учебной деятельности будет успешным при соблюдении следующих условий:

-1.формирование универсального учебного действия моделирования в единстве структурных компонентов: знание о сущности данного действия, положительное отношение к нему, способы практического его выполнения на разном содержании;

-2.выделение операционного состава действия моделирования;

-3.постепенный переход от моделирования на конкретном содержании к межпредметному обобщению;

-4.использование специальных приёмов, способствующих  формированию универсального учебного действия моделирования:

а)выделение существенного свойства или группы свойств изучаемого объекта;

б)фиксация этих свойств при помощи формального их описания или обозначения;

в)анализ и обобщение свойств объекта;

г)построение модели;

д)действия с построенной моделью с целью получения новых сведений об изучаемом объекте;

е)перенос полученных знаний на реальный объект;

-5.повышение степени самостоятельности учащихся;

-6.выделение этапов работы.

     Необходимо рассмотреть каждое из выделенных условий более конкретно.

     Первое условие заключается в формировании универсального учебного действия моделирования в единстве его структурных компонентов.

     Чтобы овладеть любым универсальным учебным действием  и включить его в свою учебную деятельность, учащимся необходима положительная мотивация. В свою очередь, положительная мотивация послужит стимулом к овладению универсальным учебным действием моделированием.

     Второе условие предполагает выделение операционного состава.Он включает в себя несколько операций:

-первая операция-постановка задачи с предварительным анализом задачи. Для успешного выполнения любого задания, необходимо определить задачу, поставленную в задании. Для этого надо внимательно задачу прочитать, проанализировать её. Учащиеся должны были усвоить, что процесс моделирования начинается с постановки задачи, решить которую удастся посредством  использования модели. Очень важно было показать ученикам, что от правильно поставленной задачи зависят все последующие операции, входящие в состав моделирования  и, соответственно, результат. Чтобы правильно определить и поставить задачу, необходимо было учить анализировать текст. Для этого использовались приёмы осмысления отдельных слов, терминов, понятий, грамматических конструкций, количественных характеристик объекта, восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путём упрощённого пересказа текста с выделением только существенной информации.

-вторая-создание (выбор) модели, в процессе которой обучающиеся выбирают те знаки и символы, при помощи которых строится модель к конкретному заданию, то есть осуществляется переход на знаково-символический язык. Выбор модели, также осуществляется с учётом знаков и символов.

-третья-исследование модели, работа с ней. Эта операция подразумевает проведение той работы на модели, которую мы затруднялись выполнить непосредственно на изучаемом объекте.

-четвертая- перенос. Эта операция обеспечивает выполнения моделирования не только на подобных заданиях, но и на заданиях другого вида, и на другом предметном содержании.

     Третье условие предполагает формирование учебного действия моделирования как универсального. То есть, формирование учебного действия моделирования на конкретном предмете в дальнейшем будет способствовать его использованию на других предметах.

     Четвёртое условие предполагает использование методических приёмов, направленных на формирование универсального  учебного действия моделирования:

-выделение существенного свойства или нескольких свойств изучаемого объекта;

-фиксация свойств объекта при помощи  их описания или обозначения;

-анализ и обобщение свойств объекта;

-построение модели;

-действия с построенной моделью для получения количественно или качественно новых знаний  об изучаемом объекте.

     Пятое условие  позволяет формировать учебное действие моделирование как универсальное. Дело в том, что повышение степени самостоятельности при овладении действием моделированием, что будет выражаться в  уменьшении помощи со стороны учителя, уменьшение совместной деятельности учителя и ученика при построении моделей и работе с ними, будет способствовать формированию универсального учебного действия моделирования.

     Чтобы повысить самостоятельность учащихся, необходимо сократить меру помощи, усложнить предлагаемые для работы задания, расширить область приложения формированного действия, позволить им в процессе овладения моделированием самим находить это действие в процессе учебной деятельности на различном предметном содержании, самим строить и выбирать модели. Повышение самостоятельности будет способствовать использованию моделирования в других видах деятельности, то есть проявлению его универсальности.

     Шестое условие требует выделения этапов работы:

     Первый этап – мотивационный- направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать желание овладеть универсальным учебным действием моделированием, показать его значимость в жизни человека.

     На втором  этапе формирование универсального учебного действия моделирования осуществлялось на примере конкретных заданий.

     Третий этап направлен на формирование моделирования на содержании отдельных учебных предметов, на основе установления внутрипредметных связей.

     Четвёртый этап  направлен на формирование универсального учебного действия моделирования на межпредметном уровне, на основе реализации межпредметных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».

Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....

Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий

Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...

Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий...

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...

Статья "Педагогический аудит как форма объективного контроля формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов"

Внимательно прочитав данную статью можно узнать о цели и задачах службы педагогического аудита, о том чем отличается работа службы в начальной школы. Подробно описаны различия заданий для учащихся на ...