Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
статья

Сафина Гульнур Завдатовна

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия № 37» Авиастроительного района г.Казани

Выступление на педагогическом совете

МАОУ «Гимназия № 37» по теме :

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Подготовила : Сафина Гульнур Завдатовна

учитель начальных классов

1 категории

Казань

2014г.

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

“В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход“ Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, раздел 1, п. 7

Ориентацию на результаты образования как   системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Портрет выпускника начальной школы
владеющий основами умения учиться

любознательный, активно познающий мир

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение поступки

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

выполняющий правила здорового    и безопасного        образа жизни

уважающий и принимающий ценности семьи и общества

любящий свой край и свою Родину

Универсальные учебные действия?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком  (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.

2.Почему они носят название «универсальные»?

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности  широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специальнопредметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. установление  учащимися связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется;

нравственно-эстетическая ориентация.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей  с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективного способа решения задач;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

знаково-символические действия:

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов;

логические универсальные учебные действия:

анализ объектов с целью выявления признаков;

синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство:

выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ:

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнеров;

умение выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Примеры формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД.

Примеры формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

 ученик учится отвечать на вопросы;

 ученик учится задавать вопросы;

 ученик учится вести диалог;

 ученик учится пересказывать сюжет;

 учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Личностные УУД формируются, когда:

 учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

 учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

3. Познавательные УУД формируются, когда:

 учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

4. Регулятивные УУД формируются, когда:

 учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какойлибо задачи, оценивать и пр.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...