Главные вкладки

    Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
    статья

    Сафина Гульнур Завдатовна

    Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Гимназия №10»

    Авиастроительного района г.Казани

     

    Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

    Сафина Гульнур Завдатовна

    Классный руководитель 4Бкласса,

     учитель начальных классов 1 категории

    2011год

    Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И. утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.

    На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание прекрасным основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распрекрасного, которое ему будет предлагаться. Еще В.А.Сухомлинский акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс должен сохранить функциональное единство-единство души, духа и тела. Суть воспитания В.А. Сухомлинский видел в построении диалогического общения учитель-ученик ,признаком  которого является: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность».

           В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство; капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

          Очень важно на данном этапе выявить среди детей отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

           Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

          В силу специфики начального образования, большую часть времени ребёнок проводит в школе с классом, со своей «классной мамой». Учитель начальных классов становится для ребёнка примером и своего рода  образцом поведения и привычек. Учитывая эти особенности мы стараемся увлечь  детей в «жизнь школы».

           В нашей гимназии стало традицией начиная с 1-го класса вместе с классным руководителем посещать  плавательный бассейн «Волна». С одной стороны –это спортивно-оздоровительная работа, с другой –большой воспитательный процесс. Ведь ребята без помощи мам и пап должны сами переодеться, помыться, собрать банные принадлежности. А ведь им всего 7 лет… И вот в этот момент у ребят начинает закладываться первые признаки коллективизма. Дети помогают друг другу, учатся быть самостоятельными. А сколько эмоций переживает ребёнок проплыв свои первые метры самостоятельно. Глядя на своих подопечных, которые вот уже 4 года подряд занимаются плаванием, испытываешь чувство гордости, радости за их успехи.

    В современном мире редкий родитель может похвастаться тем, что уделяет своему чаду столько времени, сколько этого просит ребёнок. Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство,  он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. На помощь приходит школа. Формируя у ребёнка привычки здорового образа жизни, у нас в гимназии проходит масса увлекательных конкурсов и мероприятий. Одним из них является ежегодный «Театр здоровья». В ходе подготовки ребята сами выбирают на какую тему будет постановка. Вместе с учителем разрабатывается сценарий, где освещается здоровый образ жизни.

    В наши дела мы с удовольствием подключаем взрослых. Мамы и папы помогают нам в конкурсе рисунков «В здоровом теле- здоровый дух». Уже ежегодным мероприятием для моего класса стала традиционной вылазка вместе с родителями в зимний парк.

    Серия классных часов, родительские собрания на тему «Профилактика асоциальных явлений» проходит красной линией на протяжении всех 4-х лет, пока ребёнок обучается в начальной школе. Вместе с родителями обсуждаем проблему, продумываем как уберечь наших детей от пагубных привычек.

    С 2011 года в школе введен третий час физической культуры. Ежедневные утренние зарядки, физминутки на уроках, динамические паузы – всё это небольшие шаги к решению большой проблемы общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.

    Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, кот...

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

    Профилактика виктимного поведения у младших школьников.

    Методы и приёмы, направленные на профилактику  виктимного поведения у младших школьников....

    «Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»

    В данной статье я поделилась опытом, как я формирую нравственные представления и мотивы поведения в 3 классе....

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...

    Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД "

    Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД"...