Главные вкладки

    Профилактика виктимного поведения у младших школьников.
    методическая разработка на тему

    Попова Варвара Геннадьевна

    Методы и приёмы, направленные на профилактику  виктимного поведения у младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл profilaktika_viktimnogo_povedeniya.docx19.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профилактика виктимного поведения у младших школьников.

    Известный ученый Н.Ф. Басов считает, что «немаловажным аспектом развития виктимности младших школьников является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет и т.д.), групп сверстников. Результаты такого негативного воздействия зачастую приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы. Исходя из этого, возникла необходимость разработки эффективной системы профилактики виктомности».  

    Виктимологическая профилактика - это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления. 

    Цель данной работы - формирование профилактики виктимного поведения младших школьников через занятия в учебных программах. Именно виктимология выделяет разработку наиболее эффективных средств профилактического влияния на потенциальных жертв как один из приоритетов.

    Виктимологическая профилактика - это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления.

    Практические рекомендации, которые даются в рамках предупреждения виктимного поведения, чаще всего имеют вид конкретных советов о поведении в стандартных ситуациях или сводятся к предупреждению криминального поведения преступников без учета роли жертвы.

    Н.В. Кулакова в рамках агитационно-просветительской работы с младшими школьниками, предлагает:

    выявлять стандартные виктимологические ситуации;

    рассматривать предложения по их предупреждению;

    разрабатывать линию поведения при попадании в них.

    Условно  виктимную профилактикуу можно разделить на первичную и вторичную.

    Первичная проводится на докриминальном этапе, т.е. направлена на предупреждение возникновения провоцирующего поведения (ознакомление младших школьников с основами виктимологии, о способах предупреждения насилия и т.д.).

    Вторичная профилактика касается младших школьников, которые стали жертвами. В данном случае предполагаются предупреждение неблагоприятной динамики стресса, коррекция актуального поведения, направленная на предупреждение ремиссий виктимного поведения (рассмотрение причин ситуации, анализ поведения во взаимодействии с преступником, жизненного опыта потерпевшего, способствование реабилитации потерпевших и т.д.).

    Первичная профилактика реализуется в семье и организованных детских коллективах. Осуществление её возможно путем преподавания правовых основ, прививания детям навыков поведения в нестандартных ситуациях (в частности, виктимологических), а также правильного общего воспитания, формирования культуры общения. Таким образом, весьма обоснованным будет внедрить в учебную систему (в учебный план, план занятий) урок, задачей которого будет осведомление учащихся о виктимном поведении, а целью которого будет способствование профилактике как преступности в целом, так и провоцирующего поведения в частности.

    Осуществление вторичной профилактики виктимного поведения возможно в рамках коррекционных психолого-педагогических центров. При этом внимание уделяется несовершеннолетним, которые уже имеют опыт виктимного поведения и стали жертвами противоправных действий, особенно неоднократно. Как правило, такие дети не понимают опасности того или иного стечения обстоятельств, беспечно относятся к действиям других людей и даже провоцируют противоправные действия.

    На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически -значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию младших школьников как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

    Одним из типичных и. к сожалению, широко распространенных  явлений школьного микросоциума является дидактогения, ведущая,  как правило, к виктимному поведению. Жертвой дидактогении становится учащийся. В психологических словарях дидакогепия определяется как негативное психологическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя  (педагога, тренера, руководителя и т. д.). в форме угнетенного настроения, страха, фрустрации, ажитации и других состояний, которые  отрицательно сказываются на его деятельности, поведении в социуме,  в межличностных отношениях. Специалисты считают, что дидактоге-  ния является причиной различного рода неврозов. Таким образом,  дидактогения - это вред, наносимый в первую очередь психике ребенка, его личности профессиональным словом, мимикой, жестом,  взглядом. действием, поведением учителя. Безусловно, порой это происходит у педагога непроизвольно, неосознанно, под настроением  (в конец концов, учитель тоже человек со своими особенностями и  слабостями). Однако, практика показывает, что дидактогения - результат сознательного акта, называемого педагогическим воздействием: указать, пристыдить, отругать, наказать, внушить, перевоспитать и проч. В большинстве случаев, сам педагог практически и не  думает о том, что наносит своей жертве психическую травму, которая в дальнейшем может привести к далеко идущим печальным и  иногда трагическим последствиям.  

    Примерный план урока по профилактике виктимного поведения у младших школьников.

    1. Введение в проблематику. Раскрыть связь «преступник-жертва», роль каждого из них в формировании преступного действия, с учетом особенностей ситуации.

    2. Основные виды, формы виктимного поведения. Личность жертвы, ее поведение вообще и при взаимодействии с преступником в частности. Понятие виктимности.
    3. Поведение в опасной ситуации. Способы предупреждения противоправных действий. Перенесение полученных общих знаний на частные случаи.

     «Диагностика виктимности»

    Форма работы: диагностическое обследование.

    Методы работы: методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой; анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации».

    Кроме занятий с подростками необходтима работа с родителями.

    Рассмотренная проблема является социально значимой. Формирование у младших школьников адекватных форм поведения является трудоемкой, кропотливой и долгосрочной работой, не терпящей эпизодичности. Предупреждение виктимизации населения возможно при введении профилактических занятий в школьных учреждениях на эту тему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

    ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

    Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

    Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...

    Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

    Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....