Проблемное обучение
консультация

методическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_problemnoe_obuchenie.docx29.75 КБ
Файл problemnye_situatsii_na_uroke.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Мастер – класс

                      «Методы создания  проблемной ситуации на уроке»

          «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

 Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Слайд 1

Вы слышали о Лохнесском чудовище?  Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.

-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?

- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?

Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование уже 4 года назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.

Слайд 2

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

Важнейшим приоритетом современного урока  становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.

Слайд 3

Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

Слайд 4

Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Как вы думаете, какой из методов я использовала в начале нашей встречи, описывая чудовище?

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 6

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

 2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.При  осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или  «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

  1. Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Демонстрация приемов  с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем  проследить этапы проблемного диалога на примерах.

 Слайд 7

(Занятие по окр.миру. Тема «Фрукты»)

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое

В: Что это? Что  у них общего?  (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они  растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д: Красное,  желтое, зеленое (возникновение  проблемной ситуации)

В: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Все  это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

                                             

Слайд 8

Занятие  математике Тема «Масса»

Перед  детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед  вами   математическая  гиря и  пуховая подушка. Что  тяжелее?  (вопрос  на ошибку)

Д: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

В: Давайте  поговорим:  взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что  вы  сказали сначала?  Д: Ответы детей

В: А как оказалось  на самом деле?  Побуждение к осознанию противоречия

В: Какой же  будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 9

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

        Учитель                                                              Ученики                                                                                                  

  • Спишите из упражнения слова
  • «забег, поход, подкоп                                                     --записывают слова,  
  • Поставьте ударение.                                                         –ставят ударение        
  • Подчеркните безударные гласные.                               --подчеркивают безударные             

                                                                                              гласные

  • Найдите безударные гласные,                                                
  • Обозначьте их.                                                обозначают
  • Какое правило о безударных

 гласных мы уже знаем?-                                             — О безударной гласной в                

                                                                                                 корне

  • В какой части слова находятся безударные гласные?       - в приставке                                                     
  • Значит, какая сегодня тема урока?                                     — Безударные гласные в

                                                                                               приставках

Слайд 10

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

Слайд 11

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Слайд 12

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна»  русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.    А какая тема урока может быть?

Слайд 13

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)

Слайд 14

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 15

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем?  

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

Слайд 16(ПЕРЕДЕЛАН)

Рефлексия.

- Хотелось бы знать, что вы можете сказать об этой банке?

Положить в неё камни.

- А теперь?

Положить горох.

- А теперь?

Насыпать песок.

- А теперь?

Вывод: (под музыку)

-  Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вы слышали о Лохнесском чудовище?

Слайд 2

Мастер – класс « Методы создания проблемной ситуации на уроке » или Создать проблему? Нет проблем!

Слайд 3

Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладеть ими. Шалва Амонашвили

Слайд 4

Основные методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Этот метод требует последовательного осуществления 4 действий: Создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Слайд 6

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему вы удивились? Сколько существует теорий? Сколько же в нашем классе разных мнений? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? Какой возникает вопрос?

Слайд 8

Что тяжелее? 1 кг

Слайд 9

Подводящий к теме диалог Учитель: Ученики: Запишите слова - записывают з абег, поход, подкоп. Поставьте ударение и подчеркните - ставят ударение и подчёркивают б езударные гласные. б езударные гласные. -Какое правило о безударных гласных - о безударной гласной в корне м ы уже знаем ? - В какой части слова находятся безударные - в приставке гласные? -Значит какая сегодня тема урока? - безударные гласные в приставках

Слайд 10

Подводящий к теме диалог Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы урока. Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори) Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»)

Слайд 11

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать «актуальность» Понимание учащимися практической значимости знаний

Слайд 12

Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая теста добавляла 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды?

Слайд 13

К о лобок этимология слова КОЛОБОК . Искон.рус . Суф . уменьшит.-ласкат . производное от колоб "круглый хлебец"

Слайд 14

Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 15

Как поставить учебную проблему? Побуждающий от проблемной ситуации диалог 2 . Подводящий к теме диалог 3. Сообщение темы мотивирующим приёмом

Слайд 16

Спасибо за внимание

Слайд 17

То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмёт от меня – это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....