Представление собственного педагогического опыта.
учебно-методический материал

Выборнова Наталья Николаевна

«Развитие самоанализа и самооценки учащихся, через использование разноуровневых заданий на уроках» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx76.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Введение

  1. Тема опыта: «Развитие самоанализа и самооценки учащихся, через использование разноуровневых заданий на уроках» .
  2. Сведения об авторе: Выборнова Наталья Николаевна- учитель начальных классов. Образование высшее (Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева, 1989г. по специальности «Педагогика и методика начального обучения»)

Общий трудовой стаж -  30 лет.

Общий педагогический стаж –30 лет.

Стаж работы в данном учреждении – 3 года.

  1. Актуальность опыта

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Поэтому в условиях социально-экономической жизни современного общества и возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику в этом случае предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе и на протяжении всей жизни.  

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

4. Основная идея опыта 

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Рефлексивный контроль в обучении актуализирован, востребован сегодня новыми образовательными технологиями, новыми подходами к обучению школьников.

«Развитие самоанализа и самооценки учащихся, через использование разноуровневых заданий на уроках» и «Развитие самоанализа и самооценки учащихся через участие во внеурочной деятельности» - мои методические темы по учебной и воспитательной работе. Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха, обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

При составлении многоуровневых заданий мною используются упражнения, формирующие соответствующие универсальные учебные действия:

  • Личностные: для осуществления рефлексии;
  • Регулятивные: для оценивания учебного действия в соответствии с поставленной задачей; осуществления познавательной и личностной рефлексии.
  • Познавательные: для извлечения информации из схем, иллюстраций, текстов; представления информации в виде схем; выявления сущности, особенности объектов.
  • Коммуникативные: для оформления своих мыслей в устной и письменной форме; для построения речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

5. Длительность работы над опытом.

Работа проводится в течение 3 лет.

I. этап 2016 – 2017 учебный год:

- изучение литературы по теме опыта;

- cоздание рабочих программ по предметам начальной школы

- разработка системы использования средств, форм и методов личностно-ориентированного  подхода обучения младших школьников;

- применение системы использования деятельностного метода в образовательном процессе;

- изучение передового oпыта учителей, работающих по данной теме.

II. этап 2017 – 2018 учебный год:

-развитие самоанализа и самооценки у обучающихся посредством выполнения разноуровневых заданий

- oпытная работа по внедрению форм и методов личностно-ориентированного подхода в традиционную образовательную систему «Школа России»;

-формировать универсальные учебные действия у обучающихся начальной школы через систему разноуровневых заданий в традиционную образовательную систему «Школа России»;

- проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

-повышать профессиональный уровень через самообразование, курсы повышения квалификации, участие в открытых мероприятиях, представление педагогического опыта.

III. этап 2018-2019 учебный год:

- диагноcтика уровня эффективности применения разноуровневых заданий в обучении и воспитании;

- обoбщение опыта работы по теме самообразования;

- распространение опыта: выступление на методобъединении учителей начальных классов Гимназии .

Предполагаемые результаты:

1. Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).

2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

3.Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

4. Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и республиканском уровне.

5.  Повышение интереса обучающихся к учебной деятельности;

  1. Теоретическая база опыта.

   Вопросом самоанализа и самооценки личности занимались многие известные педагоги и психологи. Сегодня самоанализ и самооценка вышли за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к этой проблеме расширяется, требует своего решения в самых различных областях и педагогической науки. Большое внимание этому вопросу уделяли Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Г.А.Цукерман и другие. По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это обобщенное (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение к себе.

В младшем школьном возрасте самооценка формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Для того чтобы помочь ребенку правильно формировать самооценку необходимо: всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Обязательно нужно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самоанализ. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

Самооценка и самоанализ в определенном отношении всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Технология опыта.

Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал практически недостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний, умений.

Разноуровневым обучением занимаюсь второй год. За методологическую основу я взяла две модели: “Внутриклассная дифференциация” (Н.П.Гузик) и “Технология индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Цель разделения по группам (А, В, С) состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Развитие самоанализа и самооценки учащихся строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.

Учащимся предлагаются задания разного уровня, и они самостоятельно определяют уровень заданий. Это способствует мотивации учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня. Также можно считать, что дифференциация заданий является одним из способов личностно-ориентированного обучения детей.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.

 

Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень – базовый

(оценка «3-4»)

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

  • Что называется…
  • В каком году…
  • Кто написал…
  • Как формулируется…
  • Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).

Теоретическое:

  • Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, что произошло…

Практическое:

  • Зарисуйте схему (рисунок)…
  • Прочитайте отрывок…
  • Составьте план…

2 уровень

(оценка «4-5»)

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

  • Какова причина…
  • Что объединяет…
  • Чем отличается…
  • Почему…
  • Какова основная мысль…
  • Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.

Теоретическое:

  • Найдите факты, подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…

Практическое:

  • Заполните таблицу…
  • Составьте схему по рисунку…

3 уровень

(оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

  • Чем будут отличаться…
  • Доказать или опровергнуть утверждение…
  • Какой вывод можно сделать…
  • Какие условия необходимы для…

Задача, требующая

  • Применения знаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования),
  • Решаемая несколькими способами,
  • Олимпиадная (требующая догадки).

Теоретическое:

  • Обобщите…
  • Оцените значимость…
  • Предложите способ…

Практическое:

  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишите сочинение…
  • Сделайте проект…

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке 
учебной и внеурочной деятельности

 В таблице представлены наиболее часто используемые приемы формирования самоконтроля и самооценки

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Обоснование выбора приема

Результативность применения

Словесный прием (Приём "Незаконченное предложение")   

Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я научился …», «Было интересно…», «Было трудно…», «Я выполнял задания…», «Я понял, что…», «Теперь я могу…», «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», «У меня получилось…», «Я смог…», «Я попробую…», «Меня удивило…», «Урок дал мне для жизни…», «Мне захотелось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний…» и т.д.

- Осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний. - Повышение уровня ответственности за учебную деятельность. - В поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты деятельности, умение прогнозировать последствия. - Учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания. - Уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта.

Проверка по образцу

Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задания, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях.

Формирование самоконтроля и самооценки.  

Взаимопроверка

Многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем собственных. Ребята, объединяясь в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.

Формирование контроля и самоконтроля.

Выполнение задания по алгоритму

Для того чтобы учащиеся смогли достичь поставленной перед ними цели, они должны последовательно решать свои задачи на уроке, т.е. планировать свою деятельность.

Учиться ставить цели, планировать свою деятельность, выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других. Формируется умение правильного следования алгоритму, и умение оценивать полученный результат.

Фронтальный опрос  

Проверка знаний и умений учащихся на сформированность понятий, умений.

Обсуждая правильность ответов, проговаривая определение понятий, учащиеся контролируют уровень усвоения понятий.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

3-й уровень «С»

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень «В»

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

1-й уровень «А»

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Имя прилагательное

Уровень 3.

1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

Храбрость - …, силач - …, доброта - …, ловкость - …, старик - …, весна - …

2. Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.

Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

На зимней одежде, над синим морем, в новом платье, по зимней дороге, без вкусного мёда, жёлтым листом.

Уровень 2.

1. Замените выделенные слова именами прилагательными. Определите род и число имён прилагательных.

Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.

2. Подберите антонимы к именам прилагательным.

Над прост… задачей - …, светл… ночью - …, поздн… осенью - …, над нов… книгой -… , за ближн… деревней - …, за высок… деревом - … .

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

Под мягким одеялом, на соседнем поле, в дремучем лесу, красивыми картинами, к родной сестре, чёрного коня.

Уровень 1.

1. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

За дальн… лесом, с ближн… поля, в син… луже, о весёл… дне, у ярк... костров, о любим… сестре.

2. Придумайте рассказ, используя словосочетания.

Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.

Математика

Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

1-й уровень «А»

Реши задачу: Например, задача на движение

2-й уровень «В»

Составь обратную задачу

3-й уровень «С»

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2

1-й уровень «А»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2.Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень «В»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень «С»

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Трудности возникающие на уроках с использованием задач трех уровней:

•        неуверенные в себе дети, дети с заниженной самооценкой, не поддерживаемые другими учащимися и родителями, не берут задания следующего уровня из-за боязни не справится с ними. В этом случае поможет беседа как с отдельным ребенком, так и с классом. Неуверенному в себе ребенку учитель сам может предложить взять задачу второго уровня, подбодрить, создать ситуацию успеха. Также такому ребенку можно сразу положить на парту (или всем детям, чтобы не акцентировать внимание) задания всех трех уровней сложности, чтобы не нужно было подходить за заданием к учителю;

•        дети, не рискующие сразу приступать к задачам повышенного уровня, сначала прорешивают задания первого уровня, затем второго, затем третьего. Соответственно, им может не хватить отведенного времени на решение всех задач;

•        обычные дети практически лишаются возможности иметь по предмету оценку «пять», т.к. им не под силу задачи повышенного уровня сложности, то есть при любых их стараниях они гарантированно будут получать оценку не выше «четыре», будут середнячками, в итоге потеряют мотивацию, и только один-два человека в классе (мы рассматриваем обычную массовую школу) будут способны справиться с задачами повышенного уровня сложности;

•        при некорректных установках со стороны учителя дети могут воспринимать многоуровневые задачи как задачи «для дураков», «для нормальных» и «для ботаников», что отобьет желание обучаться у двух крайних категорий учеников — у т.н. «дураков» и «ботаников». Учитель должен пресекать такие суждения учеников и объяснять дифференциацию заданий так, чтобы никому не было обидно;

•        и один из недостатков многоуровнего опроса в том, что учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать задания разных уровней, готовить, например, небольшие задачники или карточки с заданиями, т.к. основная часть УМК не распределяет все задачи на три уровня, а только некоторые задания дает «под звездочкой», то есть повышенного уровня сложности.

Выходы:

•        просматривать задачи и задания учебника и определять их уровень (на уроке выписать на доске номер уровня и относящиеся к нему задачи);

•        изучать дополнительную литературу, сборники заданий, интернет-публикации и собирать копилку задач разного уровня сложности по темам. Лучше всего оформлять задачи в виде карточек с интересным дизайном (например, в рамочке), с указанием уровня сложности. Такие карточки систематизировать по темам, подготовить по ним ответы (ключи) и использовать многократно. Можно использовать дифференцированные задания во всех вариантах, но не ежеурочно, и не каждый урок акцентировать внимание, что предлагаемые учебные задачи имеют разный уровень сложности.

Я работаю над формированием у детей навыков исследовательской деятельности, обучая их работать со справочной литературой, энциклопедиями, периодической печатью. Для поиска необходимой информации и электронных изданий, учу пользоваться сайтами библиотек: kudago.com –Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена; cyberleninka.ru - Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»; www.elib.gnpbu.ru – Научно – педагогическая электронная библиотека имени К.Д. Ушинскогод. и т.д.

                        Создание ситуаций выбора на уроке.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:

  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
  3. Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
  4. Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
  5. Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
  6. Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 2-го и 3-го уровней;
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • поднялся уровень преподавания в начальной школе;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет:

  • - каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе;
  • - дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах;
  • - способствует повышению интереса к учебной деятельности;
  • - формирует положительные мотивы учения.

В своей работе использую развивающие и творческие задания: игры, ребусы, кроссворды, викторины, написание синквейнов, сказок, стихов, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, эффективному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. Для самостоятельного составления ребуса или кроссворда на заданную тему, на уроке учащиеся могут воспользоваться сайтами http://rebus1.com и http://puzzlecup.com.

При проведении уроков я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Большую часть презентаций готовлю сама. Презентации готовят и дети для сопровождения устного ответа по окружающему миру, литературному чтению и для внеклассного мероприятия.

Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций я акцентирую внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.   Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

Организуемый мною образовательный процесс оптимизируется оснащением кабинета, в котором есть компьютер с выходом в интернет, принтер, телевизор (подключен к компьютеру), видеотека и аудиотека (для проведения уроков и внеклассных мероприятий), электронные тестовые задания по предметам, комплексные работы.

Свою практическую работу выстраиваю по следующим направлениям:

  • обеспечение стабильных высоких результатов обученности и воспитанности школьников через совершенствование системы урочной и внеурочной деятельности;
  • развитие самоанализа и самооценки учащихся, через выполнение разноуровневых заданий по предметам;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, через формирование универсальных учебных действий;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, через привлечение учащихся к внеурочной деятельности;
  • развитие у учащихся навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в урочное и внеурочное время, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и многонациональной культуре России и родного края.
  • Результативность опыта

Результатом своей деятельности считаю:

По итогам внешнего муниципального мониторинга по русскому языку и математике,  проводимого в 2018-2019 учебном году   3 «В» классе получены следующие результаты:

Предмет

Качество знаний (%)

Уровень обученности (%)

Русский язык

69

100

Математика

76

100

Мои ученики показывают положительные результаты и по программе, и по участию в различных конкурсах, олимпиадах.

Образовательный портал UCHi.RU

 2016-

2017

 уч. г.

Давыдова А.,Учватов А.,

Качаева Л.

Онлайн- олимпиада по русскому «Русский с Пушкиным».

Призёры

Иконникова Е., Паркина А., Шомполова А., Якупова А

Победители

Алдакишкина А., Аршинова А., Иконникова Е., Исламова А., Качаева Л., Учватов А., Шомполова А., Якупова А.

Зимняя олимпиада«Плюс»

Победители

Давыдова А.

Призёр

Алдакишкина А., Аршинова А., Иконникова Е., Калантаева Д., Качаева Л., Учватов А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А., Якупова А.

Февральская Дино-олимпиада

Победители

Алдакишкина А., Аршинова А., Данилов О., Жувайкин К., Иконникова Е., Калантаева Д., Хренков И., Хренков П., Шомполова А., Якупова А.

Весенняя олимпиада «Плюс»

Победители

      Аршинова А., Жувайкин К., Иконникова Е., Исламова А., Калантаева Д., Качаева Л., Учватов А., Шомполова А., Якупова А.

Весенняя олимпиада «Русский с Пушкиным»

Победители

Иконникова Е., Исламова А.

Майская Дино-олимпиада

Победитель

Данилов О., Жувайкин К., Калантаева Д., Качаева Л., Николаенко Е., Паркина А., Шомполова А.

Призёры

2017-

2018 уч. год

Жувайкин К.,Николаенко Е.

Сентябрьская «Дино-олимпиада»

Победители

Давыдова А., Данилов О., Паркина А., Шомполова А.

Призёры

Аршинова А., Жувайкин К., Иконникова Е., Паркина А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А.

Олимпиада «Русский с Пушкиным»

Победители

Данилов О., Исламова А., Николаенко Е.

Призёры

Аршинова А., Исламова А., Калантаева Д., Хренков И.

Олимпиада BRICSMATH.COM

Победители

Данилов О., Николаенко Е., Паркина А., Хренков П., Шомполова А., Якупова А.

Призёры

Исламова А., Хренков П., Шомполова А.

Олимпиада «Заврики» по математике

Победители

Данилов О., Калантаева Д., Качаева Л., Николаенко Е., Паркина А., Хренков И

Призёры

Жувайкин К., Качаева Л

VII онлайн-олимпиада "Плюс" по математике

Победители

Паркина А

Призёр

Данилов О., Жувайкин К., Николаенко Е.

Январская Дино-олимпиада

Победители

Иконникова Е., Исламова А., Кольке Н., Паркина А., Хренков И., Хренков П.

Призёры

Иконникова Е., Хренков И., Якупова А.

Олимпиада «Заврики» по математике

Победители

Данилов О., Жувайкин К., Хренков П., Шомполова А.

Призёры

Аршинова А., Жувайкин К., Иконникова Е., Паркина А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А.

Олимпиада «Заврики» по русскому языку

Победители

Алдакишкина А., Данилов О., Сайганов С.

Призёры

Иконникова Е., Исламова А., Паркина А., Хренков И., Хренков П.

Апрельская Дино-олимпиада

Победители

Шомполова А.

Призёр

Иконникова Е., Паркина А., Хренков П.

VIII онлайн-олимпиада "Плюс" по математике

Победители

     Хренков И.

Призёр

Алдакишкина А., Аршинова А., Быков С., Давыдова А., Данилов О., Епифанов И., Жувайкин К., Иконникова Е., Исламова А., Калантаева Д., Качаева Л., Кольке Н., Николаенко Е., Паркина А., Сайганов С., Учватов А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А., Якупова А.

Конкурса «Самый активный учитель и класс»

участие

2018-2019 уч.г

Николаенко Е

Осенняя олимпиада «Заврики» по математике

Победители

    Шомполова А.,

Призёр.

Алдакишкина А., Исламова А., Паркина А.

Олимпиада BRICSMATH.COM

Победители

Николаенко Е., Хренков И., Хренков П.

Призёры

Алдакишкина А., Данилов О., Исламова А., Кольке Н., Хренков П., Шомполова А., Якупова А.

Зимней олимпиада «Заврики» по русскому языку

Победители

Давыдова А., Хренков И., Шомполова А

Призёры

Кольке Н., Николаенко Е.

Олимпиада «Заврики» по математике

Победители

Данилов О., Хренков И., Хренков П.

Призёры

Алдакишкина А., Аршинова А., Давыдова А., Исламова А., Калантаева Д., Николаенко Е., Паркина А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А.

Весенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку

Победители

Алдакишкина А.

Якупова А.

Весенняя олимпиада «Заврики» по математике

Победители

Кольке Н

Весенняя олимпиада Учи.ру по окружающему миру

Призёр

Шомполова А.

Победитель

   Алдакишкина А., Аршинова А.,      Давыдова А., Исламова А., Калантаева Д., Николаенко Е., Паркина А., Хренков И., Хренков П., Шомполова А.

Математический   кубок«Учи.ру»

Участие

4 В класс

Образовательный марафон "Навстречу знаниям"

2 место

Результаты участия в конкурсах и олимпиадах

(грамоты, дипломы в приложении)

учебный год

уровень

название

результат

2015-2016

3 класс)

Всероссийский

Всероссийская викторина «В мире растений"»

1 место –Ниденталь Екатерина

Конкурс-игра "Русский медвежонок-языкознание для всех"

Подедитель – Бибикова Е.;

 Всероссийский конкурс "Крупяная фантазия"

Победитель-Ерёмкин Вадим

Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру

Победители-Ерёмкин Вадим, Бибикова Елена,

Призёры-Варюхин Вадим, Ниденталь Екатерина, Усанкин Иван, Исмаилов Исмаил

Викторина профессий "Кем быть?"

2 место- Усанкин Иван

муниципальный

Конкурс рисунков на асфальте "Мой город"

1место -Ниденталь Екатерина

международный

Международный проект videourok.net«Дистанционная олимпиада по русскому

 языку».

Международный проект videourok.net«Дистанционная олимпиада по математике.

Международный проект videourok.net "Конкурс по русскому языку "Раз словечко, два словечко..."

Международный проект videourok.net "Олимпиада по литературному чтению"

Международный проект videourok.net Викторина "Ах , этот волшебный Новый год"

"Международный блиц-турнир по русскому языку "Пишу и читаю правильно"

Международный конкурс "Мириады открытий" по окружающему миру

1место –Гришина Дарья.;

1 место-Усанкин Иван

3 место-Нефёдова Екатерина

2 место Гришина Дарья

1 место-Бибикова Еена

3 место-Медведев Глеб

1 место-Медведев Глеб

Международный творческий фестиваль декоративно-прикладного искусства "Южный полюс"

Лауреат- Бикеева Юлия

Лауреат- Копнова Анастасия

Лауреат-Ерёмкин Вадим

Лауреат-Галлямов Тимур

муниципальный

Муниципальный конкурс "Новогодняя композиция

3 место-Захаров Вячеслав

2016-2017

(1 класс)

международный

Всероссийский конкурс "Талантикус" "Звуки и буквы"

1 место- Калантаева Дарья

2017-2018

(2 класс)

международный

Международный конкурс "Безопасность в сети интернет"

1 место – Хренков Илья,

Якупова Азиза

2 место- Хренков Павел

Международный конкурс по естествознанию «Гелиантус» (участвовали 11 человек)

1 место – Юдина О.; Зырянов И.; 2 место – Шильникова А.; 

3 место – Лысанов А.;

Международный конкурс "Патриот Великой страны".

Международный творческий конкурс "Кем быть, каким быть?

1 место – Аршинова Анна.

1 место- Аршинова Анна

Международные олимпиады Международный конкурс "Толерантный мир"

1 место-Хренков Павел

муниципальный

Муниципальный конкурс творческих работ "Новогодний серпантин""

1 место-Жувайкин Кирилл

2018-2019

(3класс)

школьный

Конкурс песен "Планета Земя-наш дом родной"

3 место - группа учащихся

Всероссийский конкурс "Толерантный мир"

1 место –Хренков Павел

международный

Международная олимпиада Videouroki.net (участвовали 24 ученика) (осень)

Международный конкурс по информатике «Кит» (участвовали 7 учеников)

.

Дистанционный международный предметный конкурс «ЭМУ – Специалист».

участие – Платонова К., Прищепова А.

2018 - 2019

(3 класс)

муниципальный

Конкурс рисунков "Эхо огненных гор", посвящённом 30-летию вывода советских воййск из А

Афганистана

Конкурс декоративно-прикладного творчества "АРЗАНЯ"

Лауреат-Учватов Артём

Лауреат 1 степени-Алдакишкина Алина

Есть позитивные результаты и во внеурочной деятельности. За последние 5 лет мои ученики стали авторами следующих проектно -  исследовательских работ:

Ф.И. ученика

Класс

Тема исследовательской работы

2015-2016

Ерёмкин Вадим

Ниденталь Екатерина

Бибикова Елена

Гришина Дарья

3"А"

«Влияние комнатных цветов на здоровье человека»

"Все профессии нужны"

«История пунктуационных знаков»

"Школьная форма -плюсы и минусы её введения"

2016- 2017

Хренков Илья

1"В"

«Сон - польза или вред?»

2017- 2018

Аршинова Анна

2 "В"

«Чем церковь отличается от храма?»

Творческая группа учащихся

Якупова Азиза

«Энциклопедия слов«Родина»

«Энциклопедия слова «Честь»

«Энциклопедия слова «Мама».

"История мордовского костюма"

2018-2019

Шомполова Анастасия

Иконникова Елизавета

3" В"

"Настроение и эмоциональное самочувствие младших школьников"

"Доброта и милосердие в нашей жизни"

С первого класса я веду курс «Умники и умницы», который способствует комплексному развитию различных видов памяти, внимания, развивает наблюдательность, воображение; способствует развитию сенсорной и двигательной сфер учащихся, формирует мышление. Что в свою очередь помогает моим ученикам в выполнении нестандартных заданий на уроках, в конкурсах, при выполнении олимпиадных заданий.  

Классные часы формируют у детей определенные отношения к объектам окружающей действительности, ориентируют на выбор материальных и духовных ценностей, жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Самый благодатный материал – литературные образы, поэтому на занятиях использую произведения детской художественной литературы. Благодаря художественному образу, каждый ребенок учится оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения со сверстниками. В результате такой работы у моих учеников формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

В детском коллективе, который я веду по стране знаний о мире и о себе, царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Дети уверены, свободны в выражении собственного мнения, не боятся проявлять себя, общительны и активны. Я делаю все возможное, чтобы развивать познавательную активность и формировать интеллектуальный, нравственный и физический потенциал личности ребенка, содействовать развитию творческих способностей у моих учеников.

Эффективная работа в качестве классного руководителя, выражается во вовлеченности всех обучающихся в общественную жизнь класса, школы, района, города.  

85% учеников моего класса посещают кружки, спортивные секции, музыкальные школы.

Ученики выступают с номерами художественной самодеятельности на школьных мероприятиях.

Одним из важных направлений в своей работе считаю привитие учащимся чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и к ценностям отечественных традиций. Для этого использую доступный возрасту материал, содержащий факты из истории и культуры района, города, республики.  Изучаем достопримечательности района, где учатся и живут дети. При непосредственном участии родителей, совершаем знакомство с профессиями людей, проживающих в нашем крае.

Для учащихся, у которых возникают проблемы в учебе, использую дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включаю посильные индивидуальные задания, даю разного уровня задания с правом самостоятельного выбора. Учу детей навыкам самостоятельной работы. Регулярно и систематически опрашиваю, анализирую своевременное усвоение детьми материала, не допуская накопления пробелов в знаниях. Провожу дополнительные (индивидуальные) занятия. Изготавливаю и раздаю памятки по предметам, которыми ученик может воспользоваться на уроке, дома, при выполнении самостоятельной работы.

В помощь слабоуспевающим детям закреплен успевающий ученик. Плюсом такой работы является то, что с помощью товарищей, отстающий в учебе школьник добивается первых успехов, которые замечают, отмечают одноклассники. Такая работа воспитывает в детях чувство ответственности, толерантности, доброжелательности и содействует единению детского коллектива, ответственности и взаимопомощи друг другу.

Каждый ученик в классе ведет портфолио, где кроме страниц с личными данными, занятиями, интересами, достижениями, есть странички по самооценке себя в разных сферах деятельности предметной, метапредметной и личностной.

Имею свой учительский сайт https://nsportal.ru/vybornova-natalya-. на котором делюсь опытом с коллегами из разных регионов России, через публикации статей, разработки уроков и внеклассных мероприятий, презентаций. Распространяю педагогический опыт посредством сети Интернет:

Анализ результатов выявленных в ходе работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной и внеурочной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения образовательной программы.

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко несчастен. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Без вдохновения, учение превращается для детей в тягость». В.А.Сухомлинский.

Литература

1. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения / Н. А. Алексеев; Тюм. науч. центр СО РАН и др. - Челябинск : Факел, 1995

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.

3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение:

4. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. Дифференциация в обучении математики //Математика в школе.

5.Дик Ю.И., Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего образования. М., 1998. - 234с.

6.Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. -М., 1983. 168с.

7. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

8.Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.

9.Макарова Е.Ю. Николаева И.В., Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка / Макарова Е.Ю., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.

10Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...