Работа с лингвистическими словарями в начальной школе
статья (4 класс)

Большакова Маргарита Васильевна

В статье рассматривается необходимость обращения обучающихся начальной школы к лингвистическим словарям, предназначенным для средней и старшей школы, приводится ряд рекомендаций для организации работы со словарями младших школников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_urok_po_slovaryam_2019.docx24.13 КБ
Файл zemlya.pptx392.16 КБ

Предварительный просмотр:

Существует справедливое изречение:

 «Не тот образованный человек, который всё знает

(это и невозможно),

 а тот, кто знает,

 где можно найти ответ на возникший вопрос!»

Встретила его ещё в институте, выполняя дипломную работу, кому принадлежит, не припомню, возможно, известному лингвисту и автору-составителю нескольких школьных словарей  З.А.Потихе

За долгие годы работы учителем начальных классов лишь убеждалась в её актуальности.

Казалось бы, сегодня, в век компьютеров, нажми несколько клавиш и получишь ответ, ан, нет! То ответ не на тот вопрос, то вопрос не на тот ответ, то ответ сомнительного авторства, то техника «зависла» - вот и получается, что книга никогда не подведёт, никогда и не уйдёт из нашей жизни, а, особенно, фундаментальные классические издания великих русских лингвистов ( а  не современных авторов, мнящих себя авторами, писателями…).

Что же за книга, которая является самой классической, самой фундаментальной? Конечно, это словарь! Будь то энциклопедический, либо лингвистический, но обязательно автора, доверие к работе которого подкреплено годами, десятилетиями, веками. Это – словари В.И.Даля,  С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, Д.Э.Розенталя, З.А.Потихи

Мне, как учителю начальных классов, в работе на уроках, безусловно, необходимы лингвистические словари русского языка. Много лет назад пришла к выводу, что и детей необходимо учить пользоваться словарями уже в начальной школе, а не откладывать  на среднее звено, учить пониманию в какой ситуации словарь будет помощником, как быстро и умело найти ответ на возникающий вопрос.

Такую планомерную постепенную работу начинаю уже в первом классе: рассматриваем самый первый Орфографический словарь Грушникова П.А., определяем строение словаря, как найти букву и слово, прочитываем столбики слов (конечно, после изучения всех букв), находим знакомые слова, узнаём новые, пытаемся разобрать их значение,  и приходим к выводу, что необходим словарь «растолковывающий» (слово пришло на уроке от детей), появляется второй словарь - Толковый словарик Неусыповой Н.М. При обращении  к толковому словарю приходит понятие «словарная статья» и правила работы с ней. И так далее в следующих классах при изучении определённых тем возникает потребность у детей обращаться к соответствующим словарям. Например: при изучении тем по словообразованию появляется Школьный Словообразовательный словарь Тихонова А.Н.; по теме синонимы и антонимы Словарь Львова М.Р.; при знакомстве с фразеологизмами поможет увидеть многообразие Словарь Жукова В.П., определить происхождение слов помогает Этимологический словарь Шанского Н.М. и т.д., при этом ребёнок в начальной школе вполне может освоить работу, (конечно,  при плавной и системной работе) со словарями, предназначенными для средней школы

К сожалению, за последние десятилетия так и не появилось достойных словарей для обучающихся начальной школы ( имеющиеся в наличии в школьной библиотеке не отвечают требованиям по количеству и содержанию слов для ребёнка 7-10 лет), поэтому в своей работе я стала отбирать и использовать словари, предназначенные для обучающихся средней и старшей школы, не забывая демонстрировать обучающимся классические словари В.И.Даля,  С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова. Т.о. сформировался список лингвистических словарей, которые можно и нужно рекомендовать для использования в начальной школе.

Постепенно, ведя на уроках работу со словарями, начиная с 1 класса, выстроилось следующее:

  • порядок  и последовательность знакомства обучающихся со словарями,
  • список лингвистических словарей пригодных для использования в начальной школе,
  • набор определённых заданий и упражнений, при работе над которыми у обучающихся возникает потребность обратиться за помощью к словарям,
  • сформировались методические рекомендации для учителя по ведению работы со словарями на уроке,
  • проводятся уроки « Учебные словари русского языка», «В гостях у словарей», «Мой помощник – словарь».

А итогом работы является обобщающий урок русского языка «Словарь - мой друг». Такой урок может быть проведён как в третьем, так и в четвёртом классе.

Не буду представлять дословный конспект подобного урока, так как у каждого учителя будет своё видение, в зависимости от проведённой предварительной работы в классе с детьми, представлю лишь общую канву урока или внеурочного занятия, которая выстроилась из моего опыта.

Целью такого урока является, создание условий для возникновение у обучающихся потребности обратиться за помощью к книге-словарю, а не получение готового ответа у родителей и учителя.

На данном занятии необходимо достаточное количество лингвистических словарей русского языка - это орфографический, толковый, орфоэпический, этимологический, словообразовательный, синонимов и антонимов, фразеологический.

Работу лучше проводить в группах с последующим оформлением выполненной работы и выступлением групп. Учитель продумывает подбор слов, которые обучающиеся будут рассматривать со всех сторон русского языка, используя все виды словарей. Из опыта стало понятно, что удачнее, ярче и интереснее выглядит работа и выступление обучающихся с многозначными словами, омонимами, словами, имеющими переносное значение. Например: язык, ясли, ящик, школа, широкий, чудо, чернь, число, ручка, рука, свет, цепь, центр, земля, мир, пионер, ключ, автомат, азбука, адрес, брак, брат, бокс, болеть, большой, валить, вкус, воля, волокита, гладь, герой, голова, голос, губа, двор, двойка, день, держать, дух, душа, единица, есть, жар, живой, жизнь, завод, заложить, заточить, знак, зреть, идея, кадр, кардинал, карьер, кисть, класс, клуб, козёл, кол, конец, корень, короткий, коса, кость, кошка, кулак, лад, лёгкий, линия, лист, мазать, марш, мост, худой, холодный, хозяин, сердце, сесть, фигура, форма, скорый, слово, угол, тьма, точка, товарищ, театр, ток, стена, стол, сторона, скорый, ……

Каждая группа выбирает для работы один словарь, а слово для всех на уроке одно. Возможно, со временем и при наличии достаточного количества словарей, каждая группа будет работать с одним словом по всем видам словарей, т.е. рассматривать слово комплексно со всех сторон.

Перед началом работы в группах (или на предыдущих занятиях) выстраивается и проговаривается план работы над словом, с каких сторон и с помощью каких словарей будет рассмотрено слово, как будет оформлено. Если это один урок, то лучше рассмотреть одно слово, предоставить возможность выступления каждой группе, а другие делают записи по ходу выступления. Т.о. к концу урока,  у каждого ученика будет характеристика слова целиком с разных сторон. Такая работа может занять и не один урок, а может перерасти в творческий проект.

В качестве домашнего задания после данного урока может быть:

  • самостоятельно рассмотреть какое-либо слово с разных сторон, используя лингвистические словари
  • составить презентацию (прилагаю одну из работ, выполненную учеником прошлого выпуска)
  •  оформить буклет (прилагаю пример работы, выполненной ученицей)
  •  нарисовать иллюстрацию  к фразеологизму или к пословице
  • составить предложения со словами синонимами или антонимами
  • найти в художественной или научно-познавательной литературе предложения с данным словом
  • найти сказку, притчу, рассказ о слове

Опыт показывает, что слушая учителя ребёнок усваивает лишь 5-15% учебного материала, а находя и разбираясь сам (безусловно, под управлением учителя), ребёнок «проводит всё через себя». Тем самым освоение идёт легче, а знания становятся прочнее и глубже. Вот этому и способствует работа обучающихся с лингвистическими словарями. И даже простое пролистывание страниц словаря даёт возможность нашему мозгу «затепить» что-то полезное, возможно, полезное в будущем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗЕМЛЯ Работу подготовил ученик 4 «В» класса Ивняковской школы Ярославского района ХХХХХХХ Х. учитель Большакова М.В Апрель 2015

Слайд 2

орфография Используем Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка Б.Т.Панова З Е МЛЯ ´- ЗЕ´МЛИ, мн.ч, Р.п. - земель Существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, изменяется по числам и падежам В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, обстоятельства В слове орфограмма – проверяемая гласная в корне

Слайд 3

Этимология используем Этимологический словарь Земля - Древнерусское — земь . Старославянское — земля. Древнепрусское — semme (земля). С XI в. в древнерусском языке слово употреблялось в широком значении (земля, мир, страна, собственность, имение и др.). Слово является исконным. Современная форма явилась результатом нескольких фонетических процессов, которые привели к тому, что на месте изначального zemja из-за звука j («йот») появился звук «л». Общеславянская основа zem изначально имела значение «низ». Производные: земляной, землянка, земной, землистый, земельный, земский, земляк, землянин.

Слайд 4

Толкование используем Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова Земля - планета земля - суша Третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси В противоположность водному и воздушному пространству

Слайд 5

земля - страна Страна, государство, большая территория

Слайд 6

земля - область в Австралии и Германии административно-территориальная единица

Слайд 7

Земля - почва Верхний слой коры нашей планеты, поверхность , где произрастают растения

Слайд 8

Переносное значение ЗЕМНОЙ ПОКЛОН Поклон до земли, глубокий поклон

Слайд 9

Составь предложение и определи значение Планета людей – На корабле увидели – Обработка плодородной – Родные и чужие -

Слайд 10

Однокоренные слова используем Школьный Словообразовательный словарь А.Н.Тихонова Земля-земелька- землица- земляк- землянин – земельный – земляной - земляничка - землянка - позёмка- внеземной – подземный – заземлить – приземлить – земледелец – землепашец – землемер- землеописание – иноземец – чужеземец – чернозём -……

Слайд 11

примеры Земельный участок Земельное законодательство Земельное правительство Земной шар Земная ось Земная кора Аренда земли Собственность на землю Земляные работы Земляной червь Обработка земли Жизнь на земле Русские земли Родная земля Земной поклон Уровень земли Святая земля

Слайд 12

Фразеологизмы используется Фразеологический словарь Из-под земли достать Как сквозь землю провалился Готов сквозь землю провалиться

Слайд 13

фразеологизмы Зарыть талант в землю Земля слухами полниться Пуп земли Стереть с лица земли Небо и земля Соль земли Земля под ногами горит Вернуться с небес на землю За тридевять земель Сравнять с землёй На краю земли

Слайд 14

Синонимы и антонимы используем Словарь синонимов и антонимов М.Р.Львова планета – материк - суша – твердь - страна – территория – область – почва - грязь – дёрн – пашня – грунт – чернозём- делянка – нива империя- княжество – держава - местность делянка- -надел – край – целина - участок воздух – вода – небо - море

Слайд 15

пословицы Без хозяина земля — круглая сирота. Бей челом ниже: до неба высоко, до лица земля ближе. В апреле земля преет. Велика святорусская земля , а везде солнышко. Добрая земля — полная мошна; худая земля — пустая мошна. Земля — кормилица. Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Слайд 16

пословицы От земли взят, землёю и кормлюсь. Без хозяина земля – круглая сирота. На родной землице и лук слаще родится. Хочешь урожая добиться – поклонись землице. Как ни добр кто, а всё не добрей Матери-Сырой-Земли . Родная землица и во сне снится. На земле — правдой живи, тогда земля будет и твоим детям кормилицей. Добрая земля больше даёт. Своя земля и в горсти мила. Не по небу богач ступает, не под землёй живёт и бедняк. Небо в тумане — и земля в обмане. Далеко с земли до неба, а как стукнет в небе гром – и у нас слышно. Не сходи с родной земли. Заря поднимет, а земля не отнимет. Господь повелел от земли кормиться. Просим Ясно-Солнышко – выходи, выходи, а Землицу-Матушку – уроди, уроди

Слайд 17

цитаты Ты знаешь край, где всё обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишневых рощах тонут хутора, Среди садов деревья гнутся долу И до земли висит их плод тяжелый? ( «Ты знаешь край, где все обильем дышит» А.К.Толстой) Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою ». («Гой ты, Русь, моя родная..» С.Есенин) Солнечный свет отливал ржавчиной, как осиновая листва. Мохнатые безрогие коровы гремели колоколами в поредевших чащах. Вместо черноземных деревень, вросших в землю, среди полян подымались погосты, рубленные из корабельной сосны. Мы углублялись на север. («Соль земли» К.Г.Паустовский) Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня , прижались к земле... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга …(«Кладовая солнца» М.М.Пришвин)

Слайд 18

Земля показалась Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом Петя сказал: - Выйди, папа, посмотри, послушай, как славно овсянки поют. Вышел я и послушал, - правда, очень хорошо - и ветерок такой ласковый. Дорога стала совсем рыжая и горбатая. Казалось, будто кто-то долго бежал за весной, догонял и, наконец, коснулся ее, и она остановилась и задумалась... Закричали со всех сторон петухи. Из тумана стали показываться голубые леса. Петя всмотрелся в редеющий туман и, заметив в поле что-то темное, крикнул: - Смотри, земля показалась! Побежал в дом, и мне было слышно, там он крикнул: - Лева, иди скорее смотреть, земля показалась! Не выдержала и мать, вышла, прикрывая от света ладонью глаза: - Где земля показалась? Петя стоял впереди и показывал рукой в снежную даль, как в море Колумб, и повторял: - Земля, земля! М.М.Пришвин

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с лингвистическими словарями

Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют ...

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

Этимологический словарь для начальной школы

Собранный материал окажет существенную помощь учителю в организации учебного процесса. Для этого рекомендуется использовать   этимологический анализ слова, подбор загадок, посло...

Статья на тему: Словообразовательные словари для начальной школы.

Для начальной школы предлагаются следующие словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать...