Использование сервиса LearningApps как инструмент формирующего оценивания
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ушакова Оксана Ивановна

Сервис LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов, которое позволяет создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сервиса LearningApps как инструмент формирующего оценивания

Введение

Введение федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Что в свою очередь означает, что учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Для того, чтобы научить учеников брать на себя ответственность за свои достижения новый образовательный стандарт предлагает нам перейти на более эффективное формирующее оценивание, которое значительно отличается от традиционного суммирующего.

Таким образом актуальность данной работы обусловлена:

  • введением ФГОС в образовательный процесс в основной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
  • поиском и внедрением в работу инструментов формирующего оценивания.

Цель:

Активное применение инструментов формирующего оценивания в своей практике для повышения познавательного интереса учащихся и эффективности преподавания учебного предмета.

Задачи:

  • освоить инструменты сервиса LearningApps
  • создавать интерактивные приложения в сервисе
  • применять инструменты сервиса на различных этапах урока
  • развивать способность обучающихся к оцениванию своих учебных умений
  • повышать активность и познавательный интерес обучающихся

Понятие Формирующего оценивания

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения.  Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями, содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося.

Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося. Формирующее оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения о том, как улучшать и развивать учение.

В его основе – механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в своё учение.

Рис. 1 Стратегии формирующего оценивания

Формирующее оценивание имеет несколько стратегий (Рис. 1), которые учитель может применять на разных этапах урока. Каждая из них предполагает применение соответствующего инструментария для достижения поставленной цели. Одна из них – развитие и поддержание самостоятельности и взаимодействия учащихся.  Отличным инструментом здесь выступает сервис LearningApps, имеющий в своем арсенале множество возможностей для развития и поддержания учения учащегося и дающий мгновенную обратную связь как самому учащемуся, так и преподавателю.

О сервисе LearningApps

Сервис LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов, которое позволяет создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам.

                Рис. 2 Категории поиска материалов

Особенностью сервиса является то, что все задания, созданные пользователями, собраны в галерее и являются общедоступными.  Для удобства поиска все интерактивные задания скомпонованы по категориям (учебным предметам). Помимо выбора категории (Рис. 2), существует возможность выбора по уровню сложности заданий (задания для начальных классов, средней школы, старшей школы, профессионального образования).

Использовать готовые задания имеет возможность каждый, даже не зарегистрированный, пользователь. Создавать же и сохранять собственные материалы возможно только пройдя несложную регистрацию. Кроме того, создавая собственные материалы, пользователь может сохранить их как личное приложение так и для общего пользования.

Инструменты LearningApps

Инструменты LearningApps позволяют создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд, лента времени и мн. др. Выбор инструментов обусловлен программным материалом и целью создания приложения. Я использую данный сервис чаще всего на этапе актуализации знаний, применяя методы групповой и фронтальной работы, на этапе введения нового материала в виде наглядного пособия и как домашнее задание. Чаще всего это различные викторины, задания на группировку, классификацию и кроссворды (Рис. 3).

Рис. 3 Виды заданий в LearningApps

Прежде чем создать собственное приложение я ищу уже готовые, так как среди множества опубликованных пользователями приложений можно найти очень качественные, подходящие мне по замыслу и исполнению пособия. Использование готовых заданий экономит мое время. Но и создание приложений не требует значительных временных затрат и специальных знаний, т.к. сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов (Рис. 4), заполнить которые, можно не только текстовой информацией, но и графической, звуковой, видеоинформацией. Можно выбрать понравившееся упражнение и воспользовавшись функцией «Создать подобное приложение» открыть его и ввести свои данные (вопросы, ответы, изображения и т.д.).

Рис. 4 Шаблоны LearningApps

Организация обратной связи с помощью сервиса LearningApps

Выполняя предложенные мной задания учащиеся имеют возможность мгновенно проверить свои теоретические знания по учебной теме, оценить свои возможности, предпринять меры для устранения пробелов в знаниях, добиться корректного прохождения задания, тем самым повысив уровень собственной самооценки. Работая в группах или парах ребята имеют возможность взаимопроверки знаний, проявления взаимопомощи, оценки своих возможностей по сравнению с одноклассниками. Таким образом учащиеся получают обратную связь о своем собственном продвижении, насколько он хорошо разобрался в данном учебном материале, понятна ему эта тема или нет. Получив обратную связь учащиеся ставят перед собой цели для повышения собственных знаний и мотивации к учебе. (Рис. 5)

Рис. 5 Фрагмент аккаунта учащегося

Учитель также имеет возможность получения обратной связи с помощью сервиса LearningApps. Для этого необходимо быть зарегистрированным пользователем и создать свой виртуальный кабинет, в котором так же необходимо создать классы со списком класса. При создании списка класса сервис автоматически генерирует логины и пароли для учащихся. Авторизованные учащиеся входят в свою классную комнату и выполняют задания, предложенные ему учителем. С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении (Рис. 6). В зависимости от результатов выполнения интерактивных заданий я принимаю решение каким ученикам я должна помочь и как, какую тему я дала недостаточно корректно, что я должна исправить в собственной стратегии проведения учебных и внеурочных занятий и т.п.

Рис. 6 Фрагмент страницы Статистика в сервисе LearningApps

Еще один инструмент сервиса LearningApps, по моему мнению, заслуживает внимания – это возможность обмена личными сообщениями. Эта возможность выручает меня в случаях, если учащиеся болеют и не имеют возможности присутствовать на занятиях. Я пишу таким учащимся личные сообщения, в которых рекомендую просмотреть различные наглядные пособия и выполнить задания. Таким образом все учащиеся имеют возможность получить знания в доступной форме, оценить свои возможности и повысить собственный уровень обучения.

Вывод

При выполнении интерактивных заданий у учащихся повышается восприятие и запоминание информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать. Мои учащиеся с удовольствием работают с сервисом LearningApps, выполняют практически все задания, добиваются полного их выполнения. При обсуждении трудностей выполнения заданий, учащиеся анализируют и оценивают уровень своих знаний, вырабатывают стратегию дальнейшего поведения для достижения более высокого уровня знаний, просят или предлагают помощь друг другу. Такое поведение и повышение мотивации к обучению моих учеников дает мне обратную связь о том, что сервис LearningApps действительно является инструментом формирующего оценивания, поддерживает процесс учения, развивает познавательные процессы моих учеников.

Использованные ресурсы:

  1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  2. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания деятельности учителя-предметника: пособие для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская. - Narva 2012. – 48с.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=RhzWwcZjWNg - Секрет формирующего оцениванияКогда? Зачем?
  4. https://www.youtube.com/watch?v=m1pw1NSEiRY - Инструменты формирующего оценивания, дающие мгновенную обратную связь (запись вебинара Курвитс Марины, образовательного блогера, докторанта Института Цифровых технологий Таллинского университета)
  5. http://learningapps.org/ - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструменты формирующего оценивания в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Представлен материал о современной образовательной технологии "Формирующее оценивание"....

Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности.            Сегодня я х...

Использование сервиса Learningapps в логопедической работе

Статья с описанием возможностей использовния онлайн- сервиса Learningapps.org в логопедической работе....

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....

Использование инструментов формирующего оценивания в начальной школе

В данной работе рассмотрены элементы формирующего оценивания. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигает...

Мастер-класс на тему «Использование сервиса LearningApps

Мастер-класс на тему «Использование сервиса LearningA...

Использование сервиса LearningApps.org для создания приложений в библиотеке МЭШ.

Использование сервиса LearningApps.org для создания приложений в библиотеке МЭШ....