«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»
статья на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgust_konferentsiyu.docx25.18 КБ
Файл doklad_dambieva_ats.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Подготовила: Дамбиева Аюна Цыденовна, учитель МБОУ «СОСОШ № 1»

2015 год

Содержание

  1. Введение
  2. Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации ФГОС
  3. Из опыта работы.
  4. Заключение

Введение

  Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. В практической деятельности  учителя замечательно зарекомендовал себя современный и эффективный метод – метод проектов.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Наиважнейшим критерием оценки эффективности проектной деятельности детей является применение методик и инструментов формирующего оценивания. С какой целью используются методики и инструменты в проектной деятельности – какие результаты прогнозирует?

Методики и инструменты формирующего оценивания.

Назовём четыре основных шага, которые формируют алгоритм оценивания в проектной деятельности детей,  легко переносимых на разные предметы и формы работы.

1.           Показать, что получилось хорошо.

2.           Указать, что нуждается в улучшении (исправлении).

3.           Дать рекомендации о необходимых исправлениях.

4.           Дети вносят исправления.

 Рассмотрим некоторые методики и инструменты формирующего оценивания.

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Критериальное оценивание решает следующие задачи:

              делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

              позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

              обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с балльной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнивать с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

              дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отражённые в их стремлении двигаться вперёд;

              формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;

              предоставляют учителю и ученикам неразмытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействия с учащимися и родителями;

              обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределённой работы;

              дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям;

              формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе.

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно; жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный -  благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Формированию детского понимания работы шкал способствует метод, направленный на оценку хода урока, проекта. Его использование имеет несколько причин: во-первых, помогает детям лучше освоить работу со шкалами; во-вторых, позволяет школьникам снять эмоциональное напряжение, накопившиеся в ходе урока (особенно, если урок получился несколько монотонным или, напротив, эмоционально насыщенным, взволновавшим ребят); в-третьих, позволяет педагогу определить отношение детей к происходящему на уроке, чтобы в последующем изменить либо содержание, либо формы работы. На первом шаге при обсуждении «Как мы сегодня поработали?», ребята могут предложить: интересно, слушали учителя и друг друга и т. д. В дальнейшем критерии меняются в зависимости от детских потребностей и учительских задач. Возможны следующие направления оценивания: трудный урок, интересный, хорошо работали на уроке, дружно работали, помогали друг другу и т. д. Шкала может быть одна для всех ребят, и к ней выходят все желающие по очереди, или у каждого своя, но потом все они представляются для всеобщего обозрения. Причины выбора того или иного уровня пометки на шкале можно обсудить, а можно оставить без обсуждения – все зависит от задач учителя.

На начальном этапе работы с оценочными шкалами нельзя допускать такие ошибки:

1.​ Педагог не обращается к названию шкал, придуманных детьми – теряется ценность детского участия.

2.​ Педагог не обсуждает причину разницы (если она есть) оценивания учителем и ребенком по одной и той же шкале – может появиться формальное отношение к оценке (и у педагога, и у школьника).

3.​ Педагог не обращает внимание ребенка на то, что оценивается не сам ребенок, а выполненная им работа – может сформироваться чувство неуверенности ребенка.

Применение методик и инструментов ФО в проектной деятельности детей позволяет решать такие задачи:

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до заинтересованной аудитории;
  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах;
  • получение дополнительных знаний по теме;
  •  развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
  • формирование оценочной самостоятельности;
  • формирование адекватной самооценки.

Проектная деятельность детей реализуется через  урочную, внеурочную деятельность,  воспитательную работу.

Ожидаемые результаты:

  • у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач;
  • каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
  • работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
  •  развиваются умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые;
  • учатся управлять своим учебным процессом, оценивать себя и своих товарищей;
  • учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях.

Из опыта работы.

В проектной деятельности детей можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 Приведу примеры на уроках. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы объектов солнечной системы детям была предложена игровая ситуация, помочь жителям разных планет попасть домой, была создана коллизия. Чтобы оправить инопланетян, нужны сведения о планетах и о том, как выглядят их жители.  Совместно составили план решения проблемы: разделиться на группы, каждая группа берет одну планету и заполняет все сведения о ней в таблицу, также они рисуют на отдельных листочках  жителей планет: житель Нептуна имеет на теле фонарики, так как это самая темная планета, житель Сатурна имел пояс в виде колец, как у самой планеты и т.д. Продуктом в данной работе является коллективная игра. Учащиеся с увлечением рассматривали картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить. Также на уроках дети создают различные макеты, экспозиции, во 2 классе был с ребятами реализован практико-ориентированный проект «Первоцветы Еравны». В 3 классе вместе с детьми работали над проектом «Секреты здоровья».

На уроках литературного чтения в 3 классе дети писали сочинения-миниатюры,  создавали иллюстрации к произведениям, писали отзывы к прочитанным произведениям, создали и подарили книжки-малышки 1 классу, создали сборник  своих сочинений. На уроке технологии в 3 классе был осуществлен проект «Готовимся к Новому году». Помимо школьной елки дети предложили устроить праздник и в классе: провести КВН, пригласить родителей. Для этого дети продумали как украсить свой кабинет. Разделились на три группы, каждая команда выбрала своего капитана, название и приготовила свою эмблему, костюмы. Костюмы, эмблему дети готовили дома совместно с родителями, а поделки для украшения кабинета выполняли на уроках. Выбрали поделки годные для украшения – это гирлянды, снежинки и поделки. На эту работу отвели три сдвоенных урока. Родители смогли по достоинству оценить работы детей.

В школе ежегодно проходят Малые олимпийские игры, поэтому дети готовятся к нему заранее, делятся на группы и выбирают тему проекта: «Стенгазета», «Спортивный танец», «Защита команды». Каждая группа составляет план своей работы, собирают материал, представляют свой материал на защиту.

Внеурочной деятельности на школьном методическом объединении показала интегрированное внеклассное мероприятие («Еравна и я») «Путешествие по родному краю»

Заключение.

Таким образом идет плодотворная работа по формированию у младших школьников первоначальных навыков проектной деятельности, а правильно спланированное оценивание помогает детям самостоятельно продвигаться по проекту, получить и презентовать определенный продукт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности детей и в рамках реализации требований ФГОС» Подготовила : Дамбиева Аюна Цыденовна , учитель начальных классов МБОУ «СОСОШ № 1»

Слайд 2

Назовём четыре основных шага, которые формируют алгоритмт оценивания, легко переносимых на разные предметы и формы работы. Показать, что получилось хорошо. Указать, что нуждается в улучшении (исправлении). Дать рекомендации о необходимых исправлениях. Дети вносят исправления. Методики и инструменты ФО

Слайд 3

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. Критериальное оценивание решает следующие задачи:  делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;  позволяет ученику точно оценить границы своего знания;  обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь. Критериальное самооценивание

Слайд 4

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный - благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи. методика цветовых дорожек или светофора.

Слайд 5

 дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отражённые в их стремлении двигаться вперёд;  формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;  предоставляют учителю и ученикам неразмытые , объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействия с учащимися и родителями;  обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределённой работы;  дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям;  формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе. Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание :

Слайд 6

в которой ученику предстоит оценить качество своей работы над проектом по следующим направлениям: - В ходе работы над проектом я пробовал новые вещи - В ходе работы над проектом я ждал своей очереди - В ходе работы над проектом я работал вместе - В ходе работы над проектом я спрашивал, помогал - В ходе работы над проектом я решал проблемы - В ходе работы над проектом я делал правильный выбор - В ходе работы над проектом я проверял свою работу методика карт самоотчета

Слайд 7

Педагог не обращается к названию шкал, придуманных детьми – теряется ценность детского участия. Педагог не обсуждает причину разницы (если она есть) оценивания учителем и ребенком по одной и той же шкале – может появиться формальное отношение к оценке (и у педагога, и у школьника). Педагог не обращает внимание ребенка на то, что оценивается не сам ребенок, а выполненная им работа – может сформироваться чувство неуверенности ребенка. На начальном этапе работы с оценочными шкалами нельзя допускать такие ошибки :

Слайд 8

Задачи: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до заинтересованной аудитории; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам) формирование оценочной самостоятельности; формирование адекватной самооценки. Проектная деятельность учащихся с применением методик и инструментов формирующего оценивания

Слайд 9

Ожидаемые результаты: у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач; каждый ученик может проявить себя как творческая личность; работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность; развиваются умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые; учатся управлять своим учебным процессом, оценивать себя и своих товарищей; учатся самовыражению, самоопределению, самореализации; обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях. Проектная деятельность учащихся с применением методик и инструментов формирующего оценивания

Слайд 10

- Уроки проектно-исследовательской деятельности учащихся - Учебные мини-проекты (создание альбомов рисунков-иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, к басням И.А. Крылова; и т.д.; создание и изготовление книжек-малышек для подготовительного класса, книга загадок и т.д.) Урочная деятельность

Слайд 11

№ Шаги Цель Методики и и нструменты ФО 1 Проблемная ситуация Игровая ситуация, стартовая диагностика Определение учащимися границы своего знания и незнания, формулирование проблемы, Волшебные линеечки, светофор, критериальное самооценивание 2 Погружение в проект Мозговой штурм (коллективное обсуждение проблемы и поиск ее решения) , формирование групп Организация деятельности, выбор вида работы учащимся в группе, который посилен ему Маршрутный лист, дерево проблем 3 Осуществление деятельности групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения), п оиск информации в учебнике, справочной литературе, энциклопедии, интернет и т.д.), непосредственно выполняют проект Решение проблем планирование Выполнение действий по созданию продукта 4 Продукт проектной деятельности Коллективная игра, макет, иллюстрация, плакат, альбом, таблица, сообщение, журнал, инсценировка, путешествие, экскурсия, диафильм, способ решения Представление способа решения проблемы , демонстрация результатов, осуществление самооценки своей работы в группе Оценочные листы, шкала оценки хода проекта 5 Рефлексия Анализ проделанной работы Самооценка, взаимооценка достижений Листы достижений, волшебные линеечки, «рефлексивная карта», карта самоотчета Урок проектно-исследовательской деятельности

Слайд 12

- Межпредметный образовательный модуль « Еравна и Я»; -Творческие работы (макеты, плакаты, создание сборника сочинений «Люди нашего села», «Проба пера» стихи о Родине и т.д.) - Практико-ориентированный проект «Первоцветы Еравны », индивидуальные проекты (Даша Берсанова «Первоцветы Еравны », « Ширингинский Сосновый бор – уникальный памятник природы, Николаева Юмжина «Береза – дерево чудес», «Знакомые незнакомцы», Лошкарева Лиза «Как появляются бабочки» и т.д.) Внеурочная деятельность

Слайд 13

- Детско-взрослое социальное проектирование («Праздник бабушек и дедушек», «Наше лицо-чистое село», акция «Синичкин день», «Малые олимпийские игры» , « Флешмоб «День здоровья»,Праздник Мам «Единственной маме на свете…» (творческие мастерские) и т.д.) - Экскурсии - Классные проекты Воспитательная работа

Слайд 14

Формирование предметных, метапредметных , личностных результатов, адекватной самооценки обучающихся

Слайд 16

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

Проектная  деятельность  школьников в рамках реализации ФГОС...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Краеведческий материал в рамках реализациии требований ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  О. В. Мосина, учитель начальных классов МКОУ «Мостовская СОШ»...

Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС

Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно тол...

ВКР на тему "Формирующее оценивание как средство достижения планируемых результатов в условиях введения требований ФГОС НОО"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную прогр...