Краеведческий материал в рамках реализациии требований ФГОС
статья на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

О. В. Мосина, учитель начальных классов

МКОУ «Мостовская СОШ»

 

                                                                                       Нет дороже нам места.

                                                                                    Дом она нам и семья

   Родина юности, детства

                                                                                 Малая наша земля.

А.Красильников

Развитие краеведения всегда было важной задачей воспитания учащихся в школе, а в настоящее время она становится всё более актуальной. В соответствии с Федеральным государственным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся». ФГОС НОО ориентируется на становление таких личностных качеств, как «Любящий свой народ, свой край, свою Родину»

Главным чувством, которое должно сформироваться у учащихся начальной школы – чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где они родились, где живут их родные и друзья.

 Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

1)      пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;

2)       познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;

3)       приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Почемучка: мыслим, творим, исследуем» и «Оригами». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

Вся деятельность выстраивается по нескольким направлениям: «Мое село», «Природа моего края», «Моя семья», «Люди своего края».

Работа по направлению «Мое село» я начинаю с первых дней ребенка в школе. Провожу экскурсии по селу, где знакомлю детей с правилами дорожного движения «Безопасный путь в школу», а также рассматриваем красивые дома и административные здания в селе. Обычно это вызывает особый интерес и у детей возникает желание показать всем свой родной дом. И тогда я прошу детей принести изображение своего дома в виде рисунков и фотографий. Из собранных детских работ составляем общую презентацию «Село родное, Мостовое», при просмотре которой дети с гордостью представляют свой дом следующими словами: «Это мой дом», «Я тут живу» и рассказывают о своем доме.

Ребятам 3- 4 классов, предлагаю задания сложнее: составить план развития новых предприятий села для трудоустройства безработных.

Такие мероприятия развивают у младших школьников интерес к своему селу, желание начать изучать его историю, социально-экономическое развитие родного края.

Направление «Природа моего села» реализуется в разных формах. Первоначальные знания о природе учащиеся получают на уроках окружающего мира. На занятии кружка «Почемучка: мыслим, творим, исследуем» по теме «Есть ли жизнь в воде» провожу экскурсию к местному озеру. Там мы наблюдаем разнообразие растительности у водоема, берем воду для проведения исследования на наличие живых существ, а ребята, время экскурсии, делятся собственными рассказами о рыбалке. Результатом работы становится коллективное панно «Озеро» с фигурками рыб, изготовленными на занятиях кружка «Оригами». Проблеме загрязнения водных ресурсов нашего края посвящено внеклассное мероприятие «Научно-исследовательская лаборатория «Тайна воды», которое проводится в 1 классе.

На занятии по теме «Почва под нашими ногами» мы вновь отправляемся на экскурсию по родному селу. Берем образцы почвы в разных участках села для исследования состава и плодородия и выясняем, в каких местах растет лучше морковь, а в каких свекла. Результатом работы становится рисунок-проект на тему: «Условия прорастания семян свёклы, моркови и петрушки». В течение года ребята выполняют еще несколько мини- проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Красная книга нашего края». Каждый член кружка выбирает для себя растение и животное, а затем самостоятельно или с помощью родителей, изготавливает страницу с рисунком и описанием. Все страницы мы собираем в общий альбом.

Ежегодно в нашей школе проходит выставка осенних букетов и поделок из природного материала «Нет краше Родины нашей» и мои ученики активные участники данного мероприятия. Названия представленных работ отражают их отношение к своему родному краю: «Встало солнце над селом», «Сельский пейзаж», «А у нас во садочке», «Край мой родной».

Еще один коллективный долгосрочный проект, участниками которого стали ученики моего класса, проводился в течение зимних месяцев и назывался «Покормите птиц зимой». Реализация данного проекта проходила в несколько этапов:

Теоретический: На занятиях кружка «Почемучка» ребята собрали информацию о зимующих птицах нашего края, о необходимой помощи птицам в зимнее время.

Практический:

1) Операция «Кормушка». Ребята изготавливали дома с родителями кормушки, а после уроков развешивали их в сквере и угощали птиц разными лакомствами: зерном, мясом, салом, крошками хлеба.

2) На занятиях кружка «Оригами» с детьми изготавливали фигурки птиц и создавали коллективное панно «Покормите птиц»

 

Этап рефлексии: Итогом проделанной работы стал классный час, где ребята читали стихи о птицах, рассуждали о важности заботы и помощи птицам зимой.

Кроме того, мы ежегодно организуем походы в лес. Наряду с активным отдыхом на природе, наблюдаем за состоянием растений в зимний период, слушаем пение зимующих птиц, применяем ранее изученные правила поведения в лесу.

Данные мероприятия развивают интерес к природе, любовь к растениям и животным своего края, желание о них заботиться.

Ещё одно и, пожалуй, самое важное направление «Моя семья», которое вызывает у детей особые эмоции и чувства гордости, любви и уважения к родным людям.

1 сентября 2015года в нашем классе прошел классный час на тему: «Я-талантлив». К нам в гости пришли родители учеников: Еремеева Л.А. и Моргун И.К. Они рассказали детям о своих профессиях: повар-кондитер и  землемер.   Рассказ «Что в поле выросло, да как на стол пришло» сопровождался фотографиями наших  полей и огородов и блюд, которые можно приготовить из овощей и зерновых культур. Учащиеся отгадывали  загадки, отвечали на  вопросы. В конце мероприятия все угощались тортом, приготовленным нашими мамами.

Знакомство с профессиями родителей продолжается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

В течение года мои ученики принимали участие в различных классных мини-проектах: «Что означает моя фамилия», «Мое генеалогическое древо», а так же в школьном проекте «Герб моей семьи». Найденную информацию дети представили на занятиях кружка «Почемучка» в виде небольших сообщений и рисунков.

В рамках школьной акции мы провели классный час «Семья и Отечество». Ребята рассуждали о важности понятий «Дом», «Семья», «Родные люди», «Малая Родина»; читали стихи зауральских поэтов о Родине, несколько учеников рассказали о своих дедушках-участниках Великой Отечественной войны.

Работа по направлению «Люди своего края» направлена на знакомство ребят с сельскими профессиями, ежегодно в классах проводятся классные часы на тему: «Хлеб всему голова». Ученики рассуждают о важности профессии хлебороба в нашем крае, о ценности хлеба, читают стихи, рассказывают о труде своих родителей, занятых в полеводстве, об известных хлеборобах нашего села.

В этом году, отдыхая всем классом в лагере «Романтика», мы стали участниками профориентационной смены. Ребята не только узнали об исчезающих и современных профессиях нашего края, таких как: столяр, плотник, булочник, дизайнер, менеджер, но и получили некоторые профессиональные навыки: как правильно забивать гвозди, пилить доски, изготавливать хлебобулочные изделия (мы это делали из пластилина), сочинять рекламные слоганы, презентовать товар.

Регулярными стали экскурсии в сельскую библиотеку, там ребята узнают об известных людях нашего края: поэтах, писателях, учатся находить нужную информацию в архивных материалах, читают.

Важное место в краеведческой работе отводится заботе о ветеранах и работниках тыла из нашего села.

В течение года мы проводим акцию «Милосердие» для работников тыла Яшкиной М.А. и Андреевой Е.Н. Ребята приходят к ним в гости, оказывают посильную помощь, с удовольствием слушают рассказы о нелегких военных годах. Ученики искренне благодарят бабушек за их вклад в историю страны, нашего села и дарят изготовленные своими руками подарки. Такие встречи оставляют неизгладимый след в душе моих учеников, воспитывают уважение к старым людям, гордость за своих односельчан.

В рамках ежегодной школьной акции «Навстречу Победе» ребята, вооружившись граблями и мётлами, выходят на субботник по очистке сквера Победы от мусора.

В нашем селе уже стала хорошей традицией акция «Бессмертный полк» и ребята несут портреты односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация работы по краеведению, её интеграция с предметами школьной программы и сотрудничество с родителями и окружающим социумом позволяет максимально расширить кругозор учеников начальной школы, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины.

Я думаю, что краеведческая работа с моим классом  не пройдет для ребят даром, они станут достойными людьми, уважающими своих близких, любящими свой край, свою Родину, что поможет решить задачи поставленные ФГОС НОО.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.,-48с.

2. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с.

3.http://nsportal.ru/mosina-olga

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. В. Мосина, учитель начальных классов

МКОУ «Мостовская СОШ»

                                                                                       Нет дороже нам места.

                                                                                    Дом она нам и семья

   Родина юности, детства

                                                                                 Малая наша земля.

А.Красильников

Развитие краеведения всегда было важной задачей воспитания учащихся в школе, а в настоящее время она становится всё более актуальной. В соответствии с Федеральным государственным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся». ФГОС НОО ориентируется на становление таких личностных качеств, как «Любящий свой народ, свой край, свою Родину»

Главным чувством, которое должно сформироваться у учащихся начальной школы – чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где они родились, где живут их родные и друзья.

 Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

  1. пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;
  2.  познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;
  3.  приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Почемучка: мыслим, творим, исследуем» и «Оригами». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

Вся деятельность выстраивается по нескольким направлениям: «Мое село», «Природа моего края», «Моя семья», «Люди своего края».

Работа по направлению «Мое село» я начинаю с первых дней ребенка в школе. Провожу экскурсии по селу, где знакомлю детей с правилами дорожного движения «Безопасный путь в школу», а также рассматриваем красивые дома и административные здания в селе. Обычно это вызывает особый интерес и у детей возникает желание показать всем свой родной дом. И тогда я прошу детей принести изображение своего дома в виде рисунков и фотографий. Из собранных детских работ составляем общую презентацию «Село родное, Мостовое», при просмотре которой дети с гордостью представляют свой дом следующими словами: «Это мой дом», «Я тут живу» и рассказывают о своем доме.

Ребятам 3- 4 классов, предлагаю задания сложнее: составить план развития новых предприятий села для трудоустройства безработных.

Такие мероприятия развивают у младших школьников интерес к своему селу, желание начать изучать его историю, социально-экономическое развитие родного края.

Направление «Природа моего села» реализуется в разных формах. Первоначальные знания о природе учащиеся получают на уроках окружающего мира. На занятии кружка «Почемучка: мыслим, творим, исследуем» по теме «Есть ли жизнь в воде» провожу экскурсию к местному озеру. Там мы наблюдаем разнообразие растительности у водоема, берем воду для проведения исследования на наличие живых существ, а ребята, время экскурсии, делятся собственными рассказами о рыбалке. Результатом работы становится коллективное панно «Озеро» с фигурками рыб, изготовленными на занятиях кружка «Оригами». Проблеме загрязнения водных ресурсов нашего края посвящено внеклассное мероприятие «Научно-исследовательская лаборатория «Тайна воды», которое проводится в 1 классе.

На занятии по теме «Почва под нашими ногами» мы вновь отправляемся на экскурсию по родному селу. Берем образцы почвы в разных участках села для исследования состава и плодородия и выясняем, в каких местах растет лучше морковь, а в каких свекла. Результатом работы становится рисунок-проект на тему: «Условия прорастания семян свёклы, моркови и петрушки». В течение года ребята выполняют еще несколько мини- проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Красная книга нашего края». Каждый член кружка выбирает для себя растение и животное, а затем самостоятельно или с помощью родителей, изготавливает страницу с рисунком и описанием. Все страницы мы собираем в общий альбом.

Ежегодно в нашей школе проходит выставка осенних букетов и поделок из природного материала «Нет краше Родины нашей» и мои ученики активные участники данного мероприятия. Названия представленных работ отражают их отношение к своему родному краю: «Встало солнце над селом», «Сельский пейзаж», «А у нас во садочке», «Край мой родной».

Еще один коллективный долгосрочный проект, участниками которого стали ученики моего класса, проводился в течение зимних месяцев и назывался «Покормите птиц зимой». Реализация данного проекта проходила в несколько этапов:

Теоретический: На занятиях кружка «Почемучка» ребята собрали информацию о зимующих птицах нашего края, о необходимой помощи птицам в зимнее время.

Практический:

1) Операция «Кормушка». Ребята изготавливали дома с родителями кормушки, а после уроков развешивали их в сквере и угощали птиц разными лакомствами: зерном, мясом, салом, крошками хлеба.

2) На занятиях кружка «Оригами» с детьми изготавливали фигурки птиц и создавали коллективное панно «Покормите птиц»

Этап рефлексии: Итогом проделанной работы стал классный час, где ребята читали стихи о птицах, рассуждали о важности заботы и помощи птицам зимой.

Кроме того, мы ежегодно организуем походы в лес. Наряду с активным отдыхом на природе, наблюдаем за состоянием растений в зимний период, слушаем пение зимующих птиц, применяем ранее изученные правила поведения в лесу.

Данные мероприятия развивают интерес к природе, любовь к растениям и животным своего края, желание о них заботиться.

Ещё одно и, пожалуй, самое важное направление «Моя семья», которое вызывает у детей особые эмоции и чувства гордости, любви и уважения к родным людям.

1 сентября 2015года в нашем классе прошел классный час на тему: «Я-талантлив». К нам в гости пришли родители учеников: Еремеева Л.А. и Моргун И.К. Они рассказали детям о своих профессиях: повар-кондитер и  землемер.   Рассказ «Что в поле выросло, да как на стол пришло» сопровождался фотографиями наших  полей и огородов и блюд, которые можно приготовить из овощей и зерновых культур. Учащиеся отгадывали  загадки, отвечали на  вопросы. В конце мероприятия все угощались тортом, приготовленным нашими мамами.

Знакомство с профессиями родителей продолжается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

В течение года мои ученики принимали участие в различных классных мини-проектах: «Что означает моя фамилия», «Мое генеалогическое древо», а так же в школьном проекте «Герб моей семьи». Найденную информацию дети представили на занятиях кружка «Почемучка» в виде небольших сообщений и рисунков.

В рамках школьной акции мы провели классный час «Семья и Отечество». Ребята рассуждали о важности понятий «Дом», «Семья», «Родные люди», «Малая Родина»; читали стихи зауральских поэтов о Родине, несколько учеников рассказали о своих дедушках-участниках Великой Отечественной войны.

Работа по направлению «Люди своего края» направлена на знакомство ребят с сельскими профессиями, ежегодно в классах проводятся классные часы на тему: «Хлеб всему голова». Ученики рассуждают о важности профессии хлебороба в нашем крае, о ценности хлеба, читают стихи, рассказывают о труде своих родителей, занятых в полеводстве, об известных хлеборобах нашего села.

В этом году, отдыхая всем классом в лагере «Романтика», мы стали участниками профориентационной смены. Ребята не только узнали об исчезающих и современных профессиях нашего края, таких как: столяр, плотник, булочник, дизайнер, менеджер, но и получили некоторые профессиональные навыки: как правильно забивать гвозди, пилить доски, изготавливать хлебобулочные изделия (мы это делали из пластилина), сочинять рекламные слоганы, презентовать товар.

Регулярными стали экскурсии в сельскую библиотеку, там ребята узнают об известных людях нашего края: поэтах, писателях, учатся находить нужную информацию в архивных материалах, читают.

Важное место в краеведческой работе отводится заботе о ветеранах и работниках тыла из нашего села.

В течение года мы проводим акцию «Милосердие» для работников тыла Яшкиной М.А. и Андреевой Е.Н. Ребята приходят к ним в гости, оказывают посильную помощь, с удовольствием слушают рассказы о нелегких военных годах. Ученики искренне благодарят бабушек за их вклад в историю страны, нашего села и дарят изготовленные своими руками подарки. Такие встречи оставляют неизгладимый след в душе моих учеников, воспитывают уважение к старым людям, гордость за своих односельчан.

В рамках ежегодной школьной акции «Навстречу Победе» ребята, вооружившись граблями и мётлами, выходят на субботник по очистке сквера Победы от мусора.

В нашем селе уже стала хорошей традицией акция «Бессмертный полк» и ребята несут портреты односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация работы по краеведению, её интеграция с предметами школьной программы и сотрудничество с родителями и окружающим социумом позволяет максимально расширить кругозор учеников начальной школы, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины.

Я думаю, что краеведческая работа с моим классом  не пройдет для ребят даром, они станут достойными людьми, уважающими своих близких, любящими свой край, свою Родину, что поможет решить задачи поставленные ФГОС НОО.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.,-48с.

2. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с.

3.http://nsportal.ru/mosina-olga


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....

Изменения требований к предметным результатам в рамках реализации обновленных ФГОС НОО

При подготовке к выступлению, я опиралась на материалы Академии Минпросвещения ,которые нам предлагал наш НИРО  год назад на курсах и на методическое пособие (см.слайд2) Института стратегии разви...