Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год
рабочая программа (4 класс)

Секисова  Наталья Геннадьевна

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназия города Советский

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности обучающихся 1-4 -ых классов разработан  на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня и Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014);

- Федеральный закон № 309-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры образовательного стандарта»;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009).

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение письму Минобразования России от 1107.2002г. №30-51-433/16);

- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16) - Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

- Приказ МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010 , зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г, рег.№ 19776;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Примерные программы, составленные на основе утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

• нормативных документов Департамента образования и науки ХМАО - Югры:

- Приказа  Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования»;

- Закона  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 1 июля 1013 г. № 68-оз;

- Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Цели организации внеурочной деятельности  начального общего образования:

  • создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций;
  • достижение результатов освоения основной образовательной программы;
  • достижение личностных и метапредметных результатов;
  • личностно-нравственное развитие;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры школьников;
  • педагогически целесообразная занятость детей в  их свободное (внеурочное) время.

Реализация программ внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать:

  • –  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • – формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной образовательной программы и составляет не более 1350 ч за 4 года обучения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

-спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

            В том числе через такие формы как  экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики.

           Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке к программе или учебному плану.

           Образовательные программы разработаны педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования, согласованы на кафедрах гимназии и утверждены директором гимназии. Программы внеурочной деятельности созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Все программы содержат личные и метапредметные результаты, содержание курса, количество часов, формы учебных занятий, виды учебной деятельности.

           Занятия  проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией гимназии по представлению  руководителей секций и объединений с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором гимназии. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности представлена в кружке  «Ритмика», клубе «Шахматы»,  круглого стола «Здоровей-ка», секции «Мини-футбол», «ОФП».

Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Огромная эмоциональность, разнообразие игровых ситуаций помогают формировать специальные знания в области спорта, совершенствовать функциональные возможности организма, формирует организаторские навыки, воспитывает волевые качества, уважение к партнеру.

 Общеобразовательная программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности представлена в  работе военно-патриотического клуба  «Честь имею», краеведение «Мы - дети природы».

Начальная школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.

          Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в  общеобразовательных учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа. Во вторых и третьих классах курс «Мы – дети природы» интегрирован с предметом «Окружающий мир». В первых и четвёртых классах проходит в рамках внеурочной деятельности.

        Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатства края, их приумножение.

       Главная цель курса краеведение «Мы – дети природы»:

  • Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности.
  • Формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются

Задачи курса:

1. Формирование знаний о природных богатствах края, бытие, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2.Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру; обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка.

3.Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Дополнительная общеобразовательная программа социальной направленности представлена в   виде  поисково-исследовательского общества «Социокультурные истоки».

        Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности,  независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

   Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • Развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в  начальной школе;
  • Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
  • Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. 

        Цель курса является воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное  и  нравственное развитие.

Дополнительная общеобразовательная программа общекультурной направленности представлена в  виде  клубного часа  «Юный художник»,  кружках «Песня – верный друг твой навсегда», «Поющие голоса», «Коллективное инструментальное музицирование». Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.

          Целью работы кружков общекультурного направления является развитие творческих способностей учащихся и воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости, обучение детей музыкальной грамоте, теории музыки; развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

       Воспитательные задачи, которые ставят перед собой преподаватели общекультурного направления: воспитание уважения к истории, традициям,  музыкальной и художественной культуре своей страны, воспитание нравственных чувств – любви к человеку, к своему народу, к Родине, к труду. Воспитание внутренней культуры, уважение к культуре разных стран и народов.

Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуальной направленности представлена в кружках:  «Звёздный английский для начинающих», «Робототехника»,  клубного часа «Клуб весёлых грамотеев», «Математика и конструирование», «Эрудит».

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.

Результаты внеурочной деятельности

Интеграция основного  образования и внеурочной деятельности обеспечивает:

  • целостность всей образовательной системы гимназии во всем её многообразии;
  • определённую стабильность и постоянное развитие;
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
  • сохранение определенного консерватизма системы и более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
  • поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей      организации жизни ученического и педагогического коллективов;
  • сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

           Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности начального общего образования

Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год

ПЛАНИРОВАНИЕ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В 1 КЛАССЕ на 2018-2019 учебный год и Календарно-тематическое планирование + работа с родителями....

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

План работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2018 -2019 учебный год.

Работа по преемственности дошкольного и начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...

Рабочая программа по математике начального общего образования 3 класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математике для 3 класса по "Школе России". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...