Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
рабочая программа

Пермякова Светлана Фёдоровна

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

 для 2 класса

по социально-педагогическому направлению

 «Мы вместе» (семейный клуб)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

 для 2 класса

по социально-педагогическому направлению

 «Мы вместе» (семейный клуб)

Составитель:

Пермякова Светлана Фёдоровна,

учитель начальных классов

Оглавление

Раздел 1.Пояснительная записка        3-4

Планируемые результаты         4-6

Содержание тем учебного курса        6-8

Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………….....….8

Календарно- тематическое планирование        9-10

Раздел 2. Лист внесения изменений        11

Раздел 3. Контроль выполнения программы         12

Раздел 1.

Пояснительная записка

В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль  семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной  тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что  ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в массовой практике.

        С одной стороны, в общеобразовательной системе очевиден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа все больше превращается в  учреждение, предоставляющее образовательные услуги в ущерб формированию и воспитанию личности ребенка. Информационные технологии и «знаниевый подход» в образовании не способны решить воспитательных проблем: средство не может быть целью, иначе сама жизнь становится бесцельной.

С другой стороны, в силу серьезных объективных причин в стране наблюдается кризис семейных отношений, во многом обусловленный утратой  их  традиционных  основ.

Только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и понять индивидуальные особенности детей.  Для решения этих проблем разработана данная программа.    

Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
· формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
· пропаганда и возрождение семейных традиций;
· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как основе российского общества;
· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Возрастная группа учащихся: 8 -10 лет.

Занятия  проводятся  во внеурочное  время 1,5 ч. в неделю (51час в год).

Принципы функционирования программы.

 -    принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

  • принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
  • принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
  • принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль.
  • принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию

       -     принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;

     -      принцип оптимального выбора методов, форм и средств, направленных на развитие творческой и нравственной личности;

    -      принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.

Планируемые результаты

Личностные
Базовый уровень

  • Формирование следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  • Уважение к своему народу, к своей родине, своим родителям Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Повышенный уровень

ценностно-смысловая ориентация учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные

Базовый уровень

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Повышенный уровень

  • приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах организации взаимодействия людей и общностей;о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Коммуникативные

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Содержание тем

№ раздела

Наименование раздела

Краткое содержание

Формы внеурочной деятельности

Количество часов

1.

Сентябрь.

«Осенняя мозаика»

знание:
- названий осенних месяцев;
- основных примет осени;
 - изменений в живой и неживой природе осенью;
- чем занимаются люди;
- даров осени;

- мира осенней природы в художественных образах и в литературных произведения

конкурсы чтецов, художников, поэтов;

викторина, КВН, игровое путешествие; выставка детского творчества; семейный праздник

 6

2.

Октябрь.

«Живите долго- долго»

знание:

истории жизни своих дедушек и бабушек;

родословной своей семьи;

уважение традиции поколений, соблюдение их преемственности

устный журнал, встреча поколений, беседа, КВН, праздник

6

3.

Ноябрь.

«Право быть ребёнком»

первоначальные правовые знания; побуждение детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

игра-путешествие; беседа; творческая мастерская; театрализованное представление

3

4.

Декабрь.

«Новогодний калейдоскоп»

знакомство  с традициями встречать новый год на Руси;  

дать представление о том, как отмечали праздники наши предки;

воспитание любви к

истории России, национальной гордости.   

устный журнал, викторина, КВН, художественное творчество, театрализованное представление

9

5.

Январь.

 «Все профессии нужны, все профессии важны»

знакомство с различными видами труда человека, многообразием профессий;

воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;
показать значение трудовой деятельности в жизни человека; приобщать к общечеловеческим ценностям.

экскурсия, беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская

3

6.

Февраль.

«Русские забавы»

знакомство с историей возникновения игр и забав;

воспитание чувства патриотизма, любви к традициям родной страны, своего народа.

беседа; диалог; презентация; устный журнал; игры; массовое гуляние

9

7.

Март.

«Всё для мамы»

создание теплого нравственного климата между матерями и детьми;
развитие творческих и актерских способностей детей, а также желания
устраивать праздники для близких людей;
воспитание любви, чувства благодарности и уважительного отношения к мамам.

беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская, семейный праздник

9

8.

Апрель.

«Природа и мы»

знание законов сохранения родной природы, окружающей среды и здоровья человека; воспитание интереса и любви к природе, бережного  отношения к ней.

круглый стол, анкетирование, викторина, конкурс-выставка плакатов, творческая мастерская, трудовой десант

3

9.

Май.

«Знай правила движения, как таблицу умножения!»

знакомство с опасностями, которые подстерегают детей  на улицах, способами избегания неприятностей на дорогах, знакомство со знаками дорожного движения.

практические занятия по ПДД;

творческие занятия; заочная экскурсия по городу; диалог

3

ИТОГО: 51 час

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: «Педагогика», 2007
  2. Крюкова С.В.,Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
  3. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2009.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с  детьми. СПб.: ООО «Издательство «Речь», 2008.
  5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2009.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   «Просвещение», 2011 г.
  7. Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
  8. Совместные праздники для школьников и родителей/Коллектив авторов. - М.: «Глобус», 2012 г.
  9. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников.-  М.: «Просвещение», 2011.

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Мы  вместе»

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

1

«Приметы осени»

устный журнал

1,5

2

«Осенняя ярмарка. Дары осени»

выставка детского творчества

1,5

3

«Загадки Лесовичка»

викторина о природе

1,5

4

«Волшебница Осень»

праздник

1,5

5

«Дорогие мои старики, мы ещё повоюем!»

фотовыставка

1

6

«Старость - к мудрости ступенька»

устный журнал

1

7

«Все цветы и подарки - для вас»

творческая мастерская

1

8

«Моя бабушка - самая лучшая!»

конкурсная программа

1

9

«От всей души»

праздник-концерт

1

10

«На что имеем право»

учебно-игровое путешествие

1

11

«Права детей – забота государства»

беседа

1

12

«День прав ребёнка»

театрализованное представление

1

13

«Новогодние загадки»

путешествие по станциям

1

14

«Откуда ёлка в гости пришла»

устный журнал

1

15

«Новогодние хлопоты»

творческая мастерская (изготовление открыток, газет, украшений для кабинета)

1

16

«Новогодний хоровод»

театрализованное представление

1

17

«Профессии моей семьи»

выставка рисунков

1

18

«Профессии в моей школе»

экскурсия

1

19

«Все работы хороши - выбирай на вкус!»

конкурс-представление профессии

1

20

«История возникновения забав, подвижных игр»

беседа

1

21

«Подвижные игры и забавы моих дедушек и бабушек»

встреча-презентация

1

22

«Масленица на Руси и в России»

массовое гуляние

1

23

«Жизнь забавами полна»

конкурсная программа

1

24

«Мамин день»

семейный праздник

1

25

«Моя мамочка»

выставка рисунков

1

26

«Я эти строки посвящаю маме»

конкурс чтецов

1

27

"Зеленый патруль"

конкурс плакатов о природе

1

28

"Природа и фантазия".

конкурс лесных поделок

1

29

 "Чистота спасет мир"

экологическая акция

1

30

"Все о лесе"

эрудит-шоу

1

31

«Школа безопасности»

игра-практикум

1

32

«Знакомство со знаками»

творческая мастерская

1

33

«Почитаем знаки?»

заочная экскурсия по городу

1

34

«Чтобы лето было счастливым…»

беседа-диалог

1

35

Итоговое занятие. «Встречай лето красное!»

Семейный праздник

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

Программа внеурочной деятельности начального общего образования

Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...