Доклад "Активация познавательной деятельности на уроках окружающего мира"
статья (1 класс)

Батомункуева Татьяна Васильевна

Конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_batomunkueva_gilbira.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар учителей начальных классов

Активизация познавательной деятельности  учащихся

на уроках окружающего мира

 Дата:

Время: 

Место проведения: МОУ Гильбиринская СОШ

Вид деятельности

Ответственный

Организационный момент

Батомункуева Т.В.

Опыт активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках окружающего мира

Батомункуева Т.В.

Подведение итогов семинара. Рефлексия.

Батомункуева Т.В.

Активизация познавательной деятельности  учащихся

на уроках окружающего мира

«Учением можно и нужно заниматься

с увлечением, с интересом,

а не просто по обязанности».

Я.А.Коменский

Наш семинар называется: Активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках окружающего мира. На конкурсе мной был представлен урок по окружающему миру, и хотелось бы на данном семинаре рассказать о тех творческих способах, приемах и методах, которые я сама использую на уроках окружающего мира, которые являются практически ценными в условиях работы с детьми. Изложение этих творческих приемов будет сопровождаться примерами из моей педагогической практики.

Содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует развитию познавательного интереса и любознательности. Их нужно поддерживать и развивать на уроках «Окружающего мира» через формирование познавательных УУД. ФГОС требуют от ученика:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста и самому представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, кластера.

        Развитие познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса практически невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения и как средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Чтобы научиться решать проблемы, ребенку нужен навык их постоянного решения. Вот почему еще одним способом развития познавательной деятельности я хочу назвать технологию проблемного диалога. В 1-2 классе шло освоение этой технологии, а в 3-4 классе мы  широко используем ее на уроках. В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. Дети учатся ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

В качестве важнейшей формы познавательной деятельности выступает выполнение  продуктивных заданий, т.е. заданий, прямого ответа на которые нет в учебнике, а есть только подсказки в текстах и иллюстрациях, позволяющие выполнить эти задания. Здесь я использую красочные иллюстрации, презентации, видеофильмы. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выполняет функции наглядности и информативности.

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация, использование кроссвордов. Также нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

В процессе обучения часто возникают ситуации, когда надо изучить объект природы более глубоко и здесь помогают опыты и исследования, способствующие развитию познавательной активности.

Некоторые несложные опыты дети проводят самостоятельно: по растворению веществ в воде, по изучению состава почвы или свойств полезных ископаемых. При изучении природы и ее компонентов ребята знакомятся с краеведческим материалом. Здесь они много узнают о своей малой родине, как правильно и бережно относиться к окружающей среде. Значение опытов и исследований состоит в том, что дети на основе своих наблюдений делают самостоятельно выводы и обобщения.

Для развития познавательной активности служат также игры. Использую разные формы уроков:

Уроки-праздники интересны детям, они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты. (КВН, праздники, экологические игры, и т.д.)

Уроки-сказки учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На данных уроках дети знакомятся с легендами и преданиями родного края.

Уроки-экскурсии развивают кругозор учащихся, во время которых мы проводим экодесанты.

Урок-деловая игра воспитывает у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело.

Наша школа в течение ряда лет работала в этно-экологическом направлении, участвовала в международных проектах, выиграла много грантов. В рамках сотрудничества с Байкальским Информационным центром «Грань» я принимала участие в создании УМК «Байкальский сундучок» и вела курс по данному УМК.

Познавательная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Применяемые формы и методы работ, помогают моим учащимся добиваться метапредметных и личностных результатов. 

Одной из главных целей  моей педагогической работы является оказание помощи  в самореализации учащихся.

        В заключение хотелось бы отметить, что здесь на одном семинаре, невозможно всё рассказать. Но я постаралась затронуть основные моменты. Но главное, конечно, что организация продуктивной самостоятельной работы учащихся продолжается, ведь дети растут, какие-то приемы, методы совершенствуются, усложняются формы работы, но ясно одно, что организация продуктивной самостоятельной работы должна быть всегда направлена на реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление (обретение) ими индивидуального опыта освоения предметов.

2. Сейчас приступаем ко 2 части нашего семинара.

Как правило, наших детей сравнивают с цветами. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себя цветком... Цветок  тянется к солнцу, он тянется корнями в глубь Земли, пьет воду, дышит, радуется ветру. У цветка есть тепло, у каждого цветка есть свой характер. У цветка есть душа.

Открывайте глаза.

Я попрошу вас нарисовать цветок, который вы хотели бы вырастить.

КОРЕНЬ - цель и смысл вашей педагогической деятельности.

СТВОЛ - ваше мастерство.

ЛИСТЬЯ - методы и приемы, которые вы используете на уроках.

ЦВЕТЫ - дети, которые вы хотите вырастить.

Каковы наши методы и приемы педагогической деятельности – таковы наши результаты, или в данном случае, плоды.

Как же нам построить нашу деятельность, чтобы получить достойные плоды? Всё это зависит от нас самих.

Пусть ваши цветы никогда не вянут и всегда тянутся к новому, светлому.

Благодарю вас всех за активное участие в работе семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира с соблюдением здоровьесберегающих технологий

Презентация позволяет обобщить опыт по работе над соблюдением здоровьесберегающих технологий....

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира

При ознакомлении с окружающим миром учащихся I—IV классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой. В данной статье учителя начальных кл...

Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира...

Приёмы активизации познавательной деятельности на уроке окружающего мира

На уроках окружающего мира применяют разнообразные приемы, которые активизируют самостоятельную мысль, творческий потенциал, речевую  деятельность  ребенка.  Эти  приемы  опир...